
Технологии HDR, или High Dynamic Range Imaging предназначены для работы с изображениями и видеороликами с диапазоном яркости, превышающим стандартные технологические возможности. С их помощью можно снимать натуралистичные высококонтрастные сцены, обрабатывать контент, применять интересные художественные эффекты.
Теоретически не так уж сложно, но к загадочной аббревиатуре в камере смартфона по-прежнему много вопросов — попробуем дать ответы на самые распространенные.
Если отбросить термины
Интернет-пользователи часто утверждают, что режим HDR необходим для улучшения качества кадра, повышения его глубины, однако это не совсем корректная формулировка. Если включить его, камера сделает несколько снимков на разных настройках яркости, а затем объединит их и продемонстрирует пользователю одну фотографию стандартного размера.
Таким образом, HDR может помочь, если в кадре присутствуют одновременно яркие и темные объекты: испещренное облаками небо над Берлином и Кафедральный собор с фонтаном, сверкающая на солнце Сена и сочная листва каштанов в Париже.
В обычном режиме придется фокусироваться либо на небесной синеве (тогда стены храма окажутся слишком темными), либо на барочном декоре фасада (но небо получится практически белым). Умная технология позволяет сбалансировать яркость и передать мельчайшие детали, не жертвуя ни освещенными, ни затемненными участками.
Если разобраться подробнее
И все же без терминологии не обойтись: в игру вступает понятие «динамический диапазон». Здоровый человек без труда различает и очень яркие, и очень темные объекты, просто переводя взгляд с одних на другие: к примеру, с пестрого фасада дворца Пена в Синтре на насыщенно-синюю мозаику в его арке.
Вот только фотокамеры устроены иначе: даже самый навороченный объектив не способен охватить полный спектр и точно передать детали и с яркостью 0, и с яркостью 100. Именно поэтому их динамический диапазон определяют как «узкий» или «широкий», «хороший» или «плохой». Камере доступен лишь ограниченный отрезок шкалы, в среднем от 30 % до 70 %. Чем шире динамический диапазон устройства, тем эффективнее оно балансирует яркость.
Как пользоваться режимом
Раз уж камера не может охватить идеальные 100 %, можно трижды приложить имеющиеся 45 % к разным отрезкам условной шкалы. Сперва будет заснята темная зона, затем средняя по яркости, а затем максимально яркая — и все это «склеится» в один гармоничный снимок.
Если же в руках фотоаппарат, придется покопаться в настройках: перейти в ручной режим М, выбрать оптимальные значения диафрагмы и выдержки (их подскажет автоматика) и щелкнуть первый кадр. Далее сдвигаем экспозицию (например, увеличиваем на треть значение выдержки) и щелкаем второй. Теперь возвращаемся к параметрам, изначально подсказанным автоматикой, и сдвигаем экспозицию в обратную сторону (например, уменьшаем выдержку на треть). И наконец, сводим фотографии в один HDR-кадр на компьютере (не исключено, что фотоаппараты последнего поколения будут оснащены такой функцией).
В чем подвох
Итак, режим HDR позволяет получить небывалую детализацию контрастных участков кадра. Но есть и минусы: во-первых, обладателям фотокамер предстоит повозиться. Во-вторых, многие HDR-пейзажи выглядят неестественными.
Человеческий глаз, хотя и различает весь динамический диапазон, привык к стандартным, неидеальным изображениям, его не смущают затемненные или пересвеченные участки. А вот подчеркнуто яркий и контрастный кадр подсознание воспринимает как нечто странное, инородное. Доказательство тому — работы фотографов, где и небо, и море, и облака, и деревья максимально насыщенны, но при этом, как ни парадоксально, совсем не реалистичны.
HDR-фотография превратилась в отдельное направление, но мода на него постепенно уходит в прошлое. Обыкновенные пейзажные снимки подкупают своей естественностью, а технологии хороши, но злоупотреблять ими, пожалуй, не стоит.