Журналполетели

10 самых старых авиакомпаний в мире (среди них «Аэрофлот»)

 

Глобальной промышленной революции уже больше 100 лет: за это время мир шагнул далеко вперед от угольных паровых машин и тяжелого ручного труда. Стремительно развиваются высокие технологии и скоростные перевозки, в частности, авиация. Давайте проследим за развитием 10 самых старых авиакомпаний мира, в число которых входит и наш «Аэрофлот». Эти гиганты индустрии пережили турбулентные времена финансовых кризисов и до сих пор демонстрируют высокие стандарты надежности и сервиса.

1. КЛМ (Нидерланды)

Когда-то у голландцев был самый большой в мире флот, и они продолжали искать новые возможности добираться до Ост-Индии, с которой шла оживленная торговля. КЛМ, названная в честь королевы Нидерландов Вильгельмины, послужила установлению новых деловых связей и увеличению товарооборота с другими государствами. В этом году компании исполняется 100 лет, а первый полет в 1920 г. совершил четырехместный самолет De Havilland DH.16, он выполнил рейс в лондонский аэропорт Кройдон. В 1924 г. КЛМ запустила рейсы из Амстердама в Батавию (нынешнюю Джакарту), на тот момент это был самый длинный воздушный маршрут. В 1946 г. она стала первой европейской авиакомпанией, открывшей регулярные рейсы в Нью-Йорк на самолетах DC-4.

За век работы ежегодный пассажиропоток вырос с 440 до 34,2 млн человек. До сих пор КЛМ считается новаторской во многих аспектах, на нее равняются многие авиакомпании мира. Инновации относятся не только к флоту самолетов: голландский перевозчик также стал пионером в использовании социальных сетей, первым выложив в интернет расписание полетов.

2. «Авианка» (Колумбия)

Мало кто знает, что колумбийская «Авианка» — тоже одна из старейших в мире. Она была основана немецкими иммигрантами в Барранкилье в 1919 г., а в прошлом году перевезла 30,5 млн пассажиров. Первоначально компания называлась «СКАДТА» и использовала самолеты Junkers F13 и гидропланы. В конце 1930-х гг. 20 века, по мере приближения Второй мировой войны, воздушный флот колумбийских немцев стал источником беспокойства для правительства США на предмет связей с Германией. Возможно, для установления контроля над компанией, впоследствии «Пан Американ Уорлд Эйрвейз» приобрела контрольный пакет ее акций.

В 1949 г. «СКАДТА» объединилась с колумбийской «САКО» и приняла ее нынешнее название. Сегодня, после поглощения нескольких авиакомпаний в соседних странах, «Авианка» стала одним из крупнейших перевозчиков в Латинской Америке с парком из 173 самолетов и сетью маршрутов, охватывающей почти весь континент.

3. «Квантас» (Австралия)

Благодаря логотипу с символом Австралии «Квантас» часто называют летающим кенгуру, на самом деле ее имя — аббревиатура, означающая «Авиационные услуги для Квинсленда и Северных территорий». Изначально компания была задумана для перемещений жителей малонаселенных уголков континента. Со времени образования (1920 г.), «Квантас» перевезла рекордное количество пассажиров, только в прошлом году 55,3 млн человек.

Первым самолетом, приобретенным для парка, был Avro 504 — довоенный биплан на одного пилота и одного пассажира. После Второй мировой правительство Австралии национализировало «Квантас» и в 90-х гг. 20 века продало ее акции. Изображение кенгуру на хвосте самолетов впервые появилось в 1944 г. во время расширения географии полетов на весь Азиатско-Тихоокеанский регион и за его пределы. На сегодняшний день это флагманский перевозчик Австралии и один из ее самых известных брендов во всем мире.

4. «Аэрофлот» (Россия)

Компания «Аэрофлот» (первое имя — «Добролет») в советское время была одной из старейших и самых крупных в мире. Она появилась в 1923 г. и достигла объема перевозок 55,7 млн человек в год. Все началось с полетов по маршруту Москва — Нижний Новгород: самолеты Junkers F13 с двумя пилотами на борту перевозили по 4 пассажира за рейс. В 1932 г. название сменили на «Аэрофлот» — в то время правительство Советского Союза решило объединить всю гражданскую авиацию в одну национальную компанию.

В годы Холодной войны перевозчик совершал в основном внутренние рейсы. На далекий дружественный остров Кубу он доставлял людей и грузы через Арктику на дальнобойном Ил-62 и сверхзвуковом Ту-144 (эта модель была ответом СССР на французский «Конкорд»). В 90-е гг. 20 века «Аэрофлот» распался на несколько региональных авиакомпаний, из которых затем выросли национальные перевозчики новоиспеченных государств.

Ядро бывшего гиганта попало под контроль правительства России, большая часть акций этого ОАО остается в государственной собственности. «Аэрофлот» претерпел массовые преобразования в течение первого десятилетия 21 века как с точки зрения сервиса, так и оснащения флота — в парке появилось множество «иномарок».

Почему аэропорты используют только специальные автобусы? Об этом — наше видео:

5. «Чешские авиалинии» (Чехия)

Национальный авиаперевозчик Чешской Республики был образован в 1923 г. в молодой Чехословакии, отколовшейся от Австро-Венгерской империи. На время Второй мировой полеты гражданских судов приостановили, а в 1957 г. компания начала использовать машины советского КБ «Туполев». Воздушное сообщение между Прагой и Москвой осуществлялось «Чешскими авиалиниями».

В годы Холодной войны парк состоял из 21 самолета дальнего радиуса действия Ил-62, а маршрутная сеть охватывала Америку, Африку, Ближний Восток и Азию. В истории авиалиний есть и черная полоса: три ее борта были угнаны перебежчиками в Западную Германию в 1950 г., а в 1970 г. угонщик застрелил командира корабля. После распада СССР и восточно-европейского социалистического блока в 90-х гг. 20 века, компания была переименована, реструктурирована и модернизирована. В настоящее время она принадлежит чешской группе Travel Service. В прошлом году пассажиропоток составил 2,9 млн человек.

6. «Финнэйр» (Финляндия)

Поскольку правительство Финляндии владеет 55,8 % акций «Финнэйр», компания считается национальным перевозчиком. Она образовалась в 1923 г., а в 2017 г. перевезла 13,2 млн пассажиров. Ее международный код «AY» не соответствует названию, поскольку до ребрендинга в 1953 г. компания носила имя «Аэро O/У». В течение первых 12 лет в эксплуатации были только гидропланы, что логично для страны «тысячи озер», затем появились крупные самолеты.

В 1983 г. пилоты финских авиалиний первыми совершили беспосадочный перелет в Токио на самолете DC-10. 5 лет спустя только «Финнэйр» летала напрямую из Европы в Китай. Во многом благодаря расположению Хельсинки на вершине маршрута Большого Круга, через этот хаб удобно выполнять рейсы с Запада на Восток, в Азию.

7. «Дельта Эйрлайнз»

«Дельта» — старейший действующий авиаперевозчик в США, он ведет историю с 1924 г. Компания выросла из небольшого сельскохозяйственного оператора по защите растений от вредителей на американском Юге и превратилась в самую большую в мире. Взобраться на пик авиационного олимпа ей помогли два важных корпоративных решения — поглощение гигантом отрасли «Пан Ам» в начале 90-х гг. 20 века и слияние с «Норт-Вест Аэрлайнз» в 2008 г. На сегодняшний день «Дельта Эйрлайнз» — крупнейший авиаперевозчик в мире по количеству регулярных пассажиров: в прошлом году был мировой рекорд — 192,5 млн человек.

Три любопытных факта о питании в самолетах, которые вы могли не знать. Посмотрите:

8. «Таджик Эйр» (Таджикистан)

Эта небольшая авиакомпания с пассажиропотоком всего 356 тыс. человек в год — одна из старейших в отрасли: ее история началась в 1924 г. Таджикистан — бывшая среднеазиатская республика СССР, должно быть, одно из немногих мест на Земле, где самолеты появились раньше автомобилей и поездов. «Таджик Эйр» в советское время работала в качестве одного из региональных дочерних подразделений «Аэрофлота». Самостоятельной организацией она стала, обретя независимость одновременно со страной, в начале 90-х гг. 20 века. Компания пережила Вторую мировую войну и распад Советского Союза, но не финансовую нестабильность последних лет, и прекратила свое существование в январе 2019 г.

9. «Эйр Сербия» (Сербия)

Первый самолет «Эйр Сербии» модели Airbus A319-100 приземлился в белградском аэропорту Никола Тесла 19 октября 2013 г., однако, компания гораздо старше. Она родом из 1927 г. и сформировалась из нескольких авиалиний, бывших флагманами Югославии (отсюда ее код JU), начиная с «Аэропута» с 1927 г. и «Йат Эйрвейз» с 1948.

«Эйр Сербия» обслуживает более 40 направлений по всей Европе, Средиземноморью и Ближнему Востоку, а в 2017 г. перевезла 2,62 млн пассажиров. В годы Холодной войны ее предшественник «Йат» значительно расширил маршрутную сеть и закупил оборудование как на Востоке, так и на Западе благодаря нейтральному статусу Югославии. После распада федерации Сербия стала правопреемником перевозчика. В 2013 г. «Этихад» купил 49 % акций компании, а затем занялась массовой рекапитализацией и ребрендингом, в результате чего приобретению аравийцев было присвоено новое название «Эйр Сербия».

10. «Иберия» (Испания)

Самолеты «Иберия» с 2010 г. базируются в Мадриде. За 90 лет существования компания перевезла почти 900 млн пассажиров и достигла годового потока около 55 млн человек. Вскоре после запуска бывшее частное предприятие было передано государству, обеспечивая почтовые перевозки между столицей Испании и Барселоной. После небольшого перерыва в работе в начале 1930-х гг., во время Гражданской войны в Испании, оно служило нуждам нацистов. В 1946 г. это была первая авиакомпания, осуществляющая рейсы между Европой и Южной Америкой. Ее приватизировали в 2001 г. и объединили в 2010 г. с «Бритиш Эйрвейз» для создания международной авиационной группы.