Где удобнее покупать тур: онлайн или в офисе
Купить тур онлайн или обратиться в офис? Основатель одного из популярных туристических агрегаторов России «Тут-Тур.рф» Дмитрий Чугунов рассказывает о том, чем отличаются онлайн-турагентства от офлайн-компаний и как правильно покупать тур онлайн.
Кто такой турагент и туроператор
Для начала следует определиться с понятиями, поскольку туристы часто путают их. Итак:
- Туроператор — это компания, которая организует отдых. Она договаривается с авиаперевозчиками, отелями, имеет в распоряжении гидов и автобусы, которые встречают туристов. Пример — Pegas, AnexTour и TUI.
- Турагент занимается продажей туров от лица туроператоров.
Турагент не отвечает за перенесенные авиарейсы, некачественный сервис в отеле и пр. Это зона ответственности туроператора и его партнеров. Однако агент обязан забронировать для клиента турпакет, подходящий под его требования и быть всегда на связи, помогая в случае проблем или неурядиц.
Турагентства бывают офлайн (физические точки продаж) и онлайн. Фактически, и онлайн-турагентство (агрегатор), и обычное офлайн-турагентство выполняют одну и ту же функцию — продают туристический продукт от туроператоров.
О доходе онлайн/офлайн-агентств
Доход турагента складывается из агентского вознаграждения, которое составляет 6–9 % от стоимости тура. Офлайн-агентства сталкиваются с некоторыми трудностями:
- на обработку каждого клиента может уходить до 2-3 часов, а иногда несколько дней;
- многие клиенты, получив у агента всю информацию о туре, находят аналогичное предложение в интернете и заказывают онлайн, поскольку так получается дешевле;
- редко выходят за пределы своего региона, что вкупе с высокой конкуренцией создает сильный дефицит клиентов.
Наряду с этим онлайн-турагентство обладает несколькими преимуществами. Заявки поступают со всей страны, гарантируя постоянный поток клиентов. Это обеспечивает бесперебойную работу компании и готовность к возможным простоям с сохранением рабочих мест. Клиент видит на экране монитора все туры, включая спецпредложения от туроператоров, которые не выгодно предлагать в обычной офлайн-компании из-за маленького агентского вознаграждения. Отпадает и необходимость оплачивать расходы за содержание помещений, что исключает и дополнительные наценки на туры.
Информированность
Ситуация в мире меняется постоянно и особенно на фоне пандемии COVID-19, поэтому профессиональному турагенту необходимо учитывать множество факторов: какие страны доступны сейчас для туристов, какие направления откроются в ближайшее время, правила въезда и пребывания. Поэтому турагентства должны регулярно отслеживать новости в сфере туризма. Например, просматривать информацию о новых открывшихся странах и правилах въезда.
Где безопасней: онлайн или офлайн?
Пандемия COVID-19 показала, насколько многие компании не были готовы к суровым условиям ведения бизнеса. В то же время, карантин помог отсеять сомнительных поставщиков. Сегодня фирмы подлежат нескольким стадиям проверки:
- за агентствами следят Ростуризм и Роспотребнадзор;
- Роскомнадзор контролирует соответствие нормам по безопасности и обработке персональных данных;
- банки проверяют юрлицо, ответственное за ресурс, с которым они будут работать по приему платежей.
Есть и нюансы, например, онлайн-агентство не задерживает деньги клиента у себя. Средства, полученные за тур, напрямую переводятся туроператору, минуя агента. Сервис зарабатывает на агентском вознаграждении от туроператора, а не от клиента. Важное преимущество — официальное подтверждение оплаты банковской картой. Клиенту предоставляется фискальный электронный чек с QR-кодом, который можно проверить на сайте налоговой службы.
Как правильно выбирать тур онлайн
Не каждое онлайн-турагентство можно назвать официальным «агрегатором туров». Существует несколько признаков, по которым турист может определить «серьезность» онлайн-турагентства:
- Сайт визуально выглядит приятно, обладает хорошим контентом (описанием стран, фотографиями, полезными статьями) и продуманным функционалом.
- Сайт работает быстро и хорошо адаптирован под любые устройства. Это доказывает профессионализм разработчиков.
- SSL-сертификат (зеленая иконка в виде замка в адресной строке браузера). Он подтверждает, что передача данных производится по безопасному соединению, а владелец ресурса прошел проверку.
Важна и юридическая сторона вопроса:
- наличие реквизитов и договора-оферты в свободном доступе;
- указание платежного банка (на территории РФ должен быть российский банк);
- четкое указание правил возврата.
Также рекомендуется проверить официальные странички агентства в соцсетях и обратить внимание на открытость данных руководителя.
Полезные советы для индивидуальных туристов
Стоимость авиабилета в одну сторону на регулярный рейс может быть соизмерима самому дешевому турпакету, в который кроме перелета включены еще трансфер и страховка. Такой метод хорош, если вы отправляетесь в путешествие на длительный срок:
- не привязываетесь к отелю, поэтому можете свободно разъезжать по регионам и не переплачивать за проживание;
- можете арендовать автомобиль, мотоцикл или скутер, путешествуя по всей стране;
- не ограничиваетесь временными рамками поездки.
Как видите, у обоих моделей бизнеса есть сильные и слабые стороны, поэтому выбор всегда остается за вами.