Горбатый из Домика — регулярка в Шарике

Настоящее пособие предназначено для того, чтоб помочь туристу разобраться в том, на чем и как он полетит к месту своего долгожданного отдыха. Многие термины, приводимые тут — профессиональный сленг. Обогатив этими словечками свой лексикон, вы всегда сможете произвести впечатление, а также быстро найти общий язык со специалистом по авиаперевозке.

Важная ремарка от редакции «Тонкостей»: этот материал — один из первых, появившихся на нашем портале, а написан он был так и вовсе еще в лохматом 2005 году для профи-портала «Тонкости продаж». Поэтому ряд приведенных в нем фактов, прежде всего насчет парков самолетов отечественных авиакомпаний, устарел. Впрочем, это вовсе не делает статью менее интересной и полезной, особенно для тех, кто только осваивает воздушные магистрали. Рекомендуем!

Рейсы

Регулярка — рейсы, опубликованные в системах бронирования «Сэйбр», «Габриэль», «Сирена», «Амадеус», «Галилео» и т. д. Регулярные рейсы выполняются круглогодично, билеты на них можно забронировать и купить в любой авиакассе. Расходы по организации рейса, риски по убыткам — все это забота исключительно авиакомпании. Учитывая все расходы по обеспечению перелета, многолетнюю статистику загрузки рейсов, высокие и низкие периоды спроса и тому подобное специалисты авиакомпании рассчитывают себестоимость перелета — отсюда и высокие, как правило, цены на регулярные рейсы. Регулярные рейсы в России и странах СНГ имеют трехзначные номера.

Блок — определенное количество мест на регулярном рейсе, которые по договору с авиакомпанией получают туроператоры. Цена «блочного» места, разумеется, отличается от цен билетов в свободной продаже, и в билете не указывается. Поэтому туроператор может выставлять цены на места в своем блоке в зависимости от спроса. Как правило, в графе «тариф» в таком билете стоит слово «CHARTER» или «IT».

Чартер — если регулярные рейсы инициируются авиакомпаниями, то чартерные рейсы «взлетают» исключительно по инициативе заказчика — туроператора или авиаброкера (посредника между ТО и авиакомпанией). В этом случае авиакомпания берет на себя ответственность по организации рейса, а все расходы несет заказчик. В связи с тем, что туроператор получает прибыль не от реализации самого авиабилета, а от полного турпакета, стоимость чартерного билета рассчитывается иначе: обычно простым делением себестоимости рейса на количество кресел в самолете с учетом вывозных рейсов, расширения или сокращения чартерной программы и т. п. На полученное «среднее арифметическое» туроператор и ориентируется, формируя цену турпакета. Здесь важно заметить, что если в «низкий сезон» цена билета составляет, к примеру, 150 USD (а порой и ниже), то это вовсе не значит, что рейс, который выполняет самолет со 164 креслами на борту, стоит всего лишь около 25 тысяч. Себестоимость билета на направлениях с перелетом в 4-5 часов в данный момент приближается уже к 320-350 USD. А подобное снижение цен на билеты — осознанный шаг туроператора, продиктованный определенной причиной (спадом спроса, переизбытком чартерных рейсов на данном направлении) или умышленный демпинг с целью увеличения объёма продаж. У чартерных рейсов в России и странах СНГ — четырехзначные номера.

Сезонные чартерные программы, как правило, выполняются длинными цепочками. Например, в Тунис чартерные цепочки летают с мая по октябрь. А на период «высоких дат», таких, как Новый год или майские праздники, могут взлетать дополнительные короткие цепочки. Как правило, это три рейса: первый завозит туристов, второй через неделю завозит следующих и вывозит первых. Третий рейс летит туда пустым, а обратно возвращается с пассажирами второй «смены».

Разворотник — рейс по маршруту Москва — «Энск» — Москва, который авиакомпания выполняет в один день. Из «разворотников» и состоят чартерные цепочки.

Отстойник — рейс, который летит с пассажирами в пункт назначения, стоит там, на стоянке в аэропорту все время пребывания туристов на отдыхе, а потом возвращается обратно с теми же пассажирами. Такие рейсы в последние годы встречались нечасто — из-за большого объема перевозок авиакомпании обычно не имеют возможность поставить самолет «на прикол» на несколько дней.

«Коровник» или «Летающий трамвай» — Боинг-757 получил эти лестные прозвища за один-единственный очень длинный пассажирский салон.

Самолеты

Существует масса беспричинных предубеждений (тут надо сказать «спасибо» нашим СМИ, любящим смаковать подробности каждой катастрофы) и малообоснованных предпочтений, навязанных все той же прессой. Поэтому сейчас мы коротко поговорим о самих машинах с крыльями, наиболее востребованных нашим туризмом.

Начнем с отечественной авиатехники. Хочу сразу заметить, что распространенное мнение об изношенности российских самолетов и их ненадежности не вполне соответствует действительности. Встречаются, конечно, изрядно полетавшие самолеты, но до предельного износа им еще далеко. Что же касается надежности, то беспристрастная статистика утверждает: наши самолеты не уступают, а ИЛ-86 и ТУ-154М — даже превосходят по безопасности равнозначные иномарки. У нашего воздушного транспорта есть лишь один серьезный недостаток — большой расход топлива по сравнению с «иномарками», что, само собой, отражается на стоимости рейсов.

Самые используемые в чартерных авиаперевозках самолеты — следующие российские ВС:

ТУ-154М

Имеется в авиапарке практически у каждой авиакомпании, чаще всего имеет следующие варианты комплектации салонов:

  • 164 кресла — два салона с обычными для эконом-класса креслами (если комплектация салона состоит только из кресел эконом-класса, используется термин монокомпоновка).
  • 156 кресел — 6 кресел первого класса, 10 кресел бизнес-класса и 140 кресел эконом-класса.
  • 132 кресла — три салона: первый-класс — 12 широких кресел, бизнес-класс — 18 обычных кресел с увеличенным расстоянием между рядами, эконом-класс — 102 обычных кресла.

ТУ-204

Этих самолетов нашим авиапромом было выпущено очень немного. Чаще всего эти машины с комплектацией от 192 до 205 кресел на чартерные перевозки предоставляют две авиакомпании — «КрасЭйр» и «Кавминводыавиа».

ИЛ-86

Наиболее распространенные комплектации:

  • 342 или 344 кресла — три салона: бизнес-класс — 10 или 12 широких кресел и два салона эконом-класса.
  • От 346 до 350 кресел — три салона эконом-класса.

ИЛ-96

Дальнемагистральный самолет, чаще всего он используется на направлениях Юго-Восточной Азии (до Бангкока эта машина легко долетает без посадки). Первый вариант комплектации: бизнес-класс — 18 кресел, эконом-класс — 245 кресел. Второй вариант — монокомпоновка от 285 до 293 кресел.

ИЛ-62

Тоже летает на большие расстояния, но если до Бангкока он «добивает» без посадки, то обратно, к сожалению, рейс не прямой. Дело в том, что «туда» самолет летит навстречу вращению Земли, а на обратном пути он Землю «догоняет» — и топлива, чтоб долететь без посадки, не хватает совсем чуть-чуть. Наиболее распространенная комплектация салона с двумя классами обслуживания: бизнес-класс — 12 кресел, эконом класс — 126 кресел. Или монокомпоновка на 166 кресел.

«Иномарки»

Теперь — о появившихся в последнее время в нашем небе «иномарках». «Боинги» и «Аэробусы» — несомненно, более экономичные самолеты, но, к сожалению, изношенность завезенной в Россию авиатехники и практически полное отсутствие у нас в стране ремонтной базы приводит к тому, что в случае поломки иномарки задержки рейсов затягиваются на неопределенное время. Помните невероятные задержки рейсов в прошлом летнем сезоне? Первой причиной этого безобразия было отсутствие технической базы для ремонта иностранных самолетов, а второй — просчеты ряда авиакомпаний, которые, стремясь получить как можно больше заказов, не подстраховали себя резервными бортами, «запустив в небо» весь свой авиапарк.

Что же касается комфортабельности небесных «иномарок», то с моей личной точки зрения, салоны в наших самолетах оборудованы даже более удобными креслами, чем в иностранных.

Поскольку иномарки в нашем небе — явление пока что редкое и информация по вариантам комплектации иностранных салонов у меня пока что не полная, буду давать привязку к авиакомпаниям:

Боинг-757

Основной парк этих самолетов находится у авиакомпании «ВИМ-авиа», у этих машин один длинный салон эконом-класса на 220 кресел.

Аэробус-310

Этими бортами владеет авиакомпания «Сибирь», пардон, S7. 254 кресла, из них 14 бизнес-класса (обычные кресла с увеличенным расстоянием между рядами) и 240 кресел в салонах эконом-класса.

Немного сленга «в тему»

«Тушка» — любой самолет из семейства Туполевых. Чаще всего так называют ТУ-154 — не потому, что они какие-то особенно «толстые», а просто потому, что их больше всего.

«Баклажан» — ИЛ-86. Говорят, летчики углядели в самолете какое-то сходство с этим овощем.

«Арбуз» — «Аэробус», как и в случае с «Тушкой», это просто результат сходного звучания слов.

«Горбатый» — Боинг-747, прозванный так за выступающую верхнюю пассажирскую палубу.

«Коровник» или «Летающий трамвай» — Боинг-757, получивший такие лестные титулы за один-единственный очень длинный пассажирский салон (что характерно, эти прозвища придумали уже не летчики, которые в пассажирский салон особо и не заглядывают, а туроператоры).

Сервис и питание

А теперь давайте поговорим о самом главном — обслуживании на борту. Наверняка, каждый, кто хоть раз летал, мог остаться в недоумении от питания на чартерных рейсах. Это, в общем, неудивительно: наиболее распространенный вариант «ланч-бокса» — салатик из капусты или консервированной фасоли, пара кусочков колбасы или ветчины, плавленый сырок, масло и булочка. На горячее — макароны с резиновым куском мяса или костлявой рыбкой.

Понятно, что стоимость бортпитания входит в стоимость рейса, а поскольку во главе угла стоит вопрос — как снизить стоимость перелета, то и бортпитание заказывается самое экономичное, в пределах 5 USD за порцию в эконом-классе и 15 USD в «бизнесе». Причем само питание почти не отличается, просто в бизнес-классе к нему добавляются спиртные напитки.

Конечно же, можно разнообразить меню — цеха бортпитания московских аэропортов, даже с учетом специфики хранения продуктов в условиях перелёта, могут предложить выбор блюд, которому позавидуют многие «наземные» рестораны. Как говорится, за деньги — любой каприз! Но для того, чтобы угостить пассажира в эконом-классе хорошим обедом с холодными закусками, горячим блюдом и десертом, сдобрив все это бокалом вина, заказчику придется выложить примерно 40-50 USD за порцию. Но как в таком случае быть с билетом, который из-за красной икры, вина и фруктов будет стоить на 40-50 USD дороже, чем у тех, кто сэкономил на бортпитании? Ответ очевиден, не правда ли?

Но все же, несмотря на скудный рацион на чартерных рейсах, есть определенные моменты, которые обязательно должны присутствовать в сервисе на борту самолета. В соответствии с отраслевыми стандартами при перелете до 2 часов пассажирам эконом-класса обязательно предложат прохладительные напитки, а в первом и бизнес-классах поднесут чай или кофе с печеньем, шоколадкой или пирожным.

При перелете от 2 до 3 часов эконом-класс получит чай или кофе, а первый и бизнес-классы — холодные закуски, чай или кофе. Перелет от 3 до 4 часов предполагает горячее питание плюс чай или кофе во всех классах обслуживания.

Проведя в воздухе от 4 до 6 часов, пассажиры имеют полное право рассчитывать на горячее питание во всех классах обслуживания, а в первом классе и в «бизнесе» чай или кофе подаются дважды: один раз — во время обеда, второй раз — через некоторый промежуток времени. Если же рейс длится от 6 до 7 часов, горячее питание и дважды — чай или кофе подаются во всех салонах. При более долгих беспосадочных перелетах питание подается дважды: в эконом-классе — горячее питание, затем — холодное, а в первом классе и в «бизнесе» дважды подается горячее.

В первом классе еду подают на фарфоровой посуде, а стаканы должны быть стеклянные, а не пластиковые. В бизнес-классе, питание подается на специальной пластиковой посуде. Пассажиры эконом-класса получают свои булочки и макароны в одноразовой посуде.

Информация в этой главе — из первых рук, она любезно предоставлена менеджером по работе с бортпитанием VIP-класса ЗАО «Ресторан при М. А. Внуково» Павлом Запрягаевым.

Были случаи, когда засидевшиеся в кафе или загулявшие в «дьютике» пассажиры не улетали со своим рейсом.

Расписание

Теперь — об одной из самых животрепещущих тем. На самом деле все предельно просто: чартеры получают возможность вылета в периоды времени, не занятые регулярными рейсами. Регулярка годами летает в одно и то же время, а чартеры — дело сезонное. Кроме того, расписание чартерных рейсов нередко формируется с учетом необходимости выполнения одним бортом нескольких рейсов в день. Например, если авиакомпании необходимо делать два рейса в день, расписание составляется таким образом, что сначала самолет рано утром улетает на «короткое» расстояние, например, в Анталию, а потом после возвращения выполняется уже более долгий перелет, например, в Хургаду — или наоборот. Заказчики чартерных рейсов всегда борются за удобное расписание, ведь прилет и вылет туристов должен быть максимально привязан к времени заселения и выселения в отелях, но, к сожалению не всегда эту битву выигрывают. Известны случаи, когда авиакомпания умышленно дезинформировала заказчика, подтверждая желаемое время вылета, а потом в аэропорту ставила перед фактом гораздо более позднего вылета ни в чем не повинных пассажиров. Встречались и нечистоплотные авиаброкеры и даже сами туроператоры, применяющие подобные приемы. Но все же это явление крайне редкое, и, как правило, если рейс задерживается, то в 99 % случаев это действительно связано с погодными условиями или технической неполадкой.

При длительной задержке рейса в обязанности авиакомпании входит обеспечение ожидающих вылета пассажиров напитками и питанием. А в случае очень длительной задержки — размещение в гостинице при вылете из Москвы иногородних пассажиров, а при вылете из аэропорта страны пребывания — всех пассажиров.

Если по каким-то причинам эта услуга не была предоставлена, и пассажир сам обеспечивал себя питанием и кровом, не лишним будет сохранить чеки, чтобы потом предъявить претензию авиакомпании. Правда, особо шиковать не стоит: возврат денег будет осуществлен «в разумных пределах». На билете пассажира, желающего предъявить претензию по задержке рейса, обязательно должна стоять отметка службы аэропорта о фактической задержке рейса — иначе претензия рассматриваться не будет. Соответствующая отметка нужна и в том случае, если пассажир не попал на рейс по причине перепродажи и вынужден был приобретать новый билет самостоятельно. Ну а если путешественника с билетом первого или бизнес-класса засунут в «эконом», ему обязательно нужно сохранить билет и посадочный талон, чтобы потом с полным правом выкатить нерадивому перевозчику претензию.

Бесплатные советы

Нелишним будет напомнить о том, что регистрация рейсов в аэропортах Москвы начинается за 3 часа до вылета. Кроме того, в высокий сезон путешественникам нужно быть готовыми к весьма длительной процедуре регистрации, паспортного контроля и таможенного досмотра. И очень важно, знать о том, что в последние два года в аэропортах отменили практику дожидаться и бесконечно объявлять фамилию прошедшего регистрацию на рейс, но не появившегося вовремя на посадку пассажира. Были случаи, когда засидевшиеся в кафе или загулявшие в «дьютике» пассажиры не улетали со своим рейсом: простой самолета — слишком дорогое удовольствие для авиакомпании.

Напоследок — немного сленга «в тему»

«Шарик» — аэропорт Шереметьево. «Домик» — аэропорт Домодедово. «Внучка» — аэропорт Внуково.

Благодарю вас за внимание и очень надеюсь, что моя информация поможет вам. И вы, правильно проинформированные и потому безо всяких проблем и недоразумений занявшие свое кресло в самолете, в предчувствии приятного отдыха услышите приветствие: «Авиакомпания и командир экипажа рады приветствовать вас на борту самолета, выполняющего рейс по маршруту...» Приятного полета и мягкой посадки!

Татьяна Фирсова, начальник отдела авиаперевозок компании Fenec Air. Автор выражает благодарность заместителю генерального директора по чартерным перевозкам группы компаний «ИнтАэр» Алексею Емельянову — за консультацию.

Быстрый переход наверх