
Что общего между портретами, созданными в одну эпоху и в одном регионе — к примеру, в Европе времен Возрождения? Оказывается, не только костюмы и прически.
Французские ученые недавно обнаружили, что их объединяет еще и выражение лиц, которое напрямую зависит от уровня толерантности и общего благосостояния в обществе тех лет. Когда этот уровень достаточно высок, люди на портретах выглядят располагающими и довольными жизнью, их взгляды открыты, лица приятно округлы, брови не хмурятся, а улыбки — мягкие и расслабленые.
Как им удалось
Прийти к таким выводам помог алгоритм, улавливающий малейшие изменения в чертах лица и мимике героев старинных полотен и определяющий вероятную реакцию зрителей. Умному алгоритму удалось выдержать многоступенчатую проверку на объективность: его данные почти полностью совпадали с мнениями живых респондентов, оценивавших портреты.
В выборке участвовали картины, написанные европейскими художниками с 14 по 21 век: 2000 штук из Национальной портретной галереи Лондона плюс 4000 из виртуальной Web Gallery of Art (оф. сайт на англ.)
На прошлом исследователи не остановились и попросили добровольцев оценить еще 3000 селфи наших современников, инстаграмеров из Бангкока, Берлина, Лондона, Москвы, Сан-Паулу и Нью-Йорка. А затем сопоставили полученные данные со статистикой Всемирного обзора ценностей, анализирующего уровень благосостояния и межличностного доверия в разных точках земного шара.
Что они выяснили
Результаты эксперимента вселяют надежду на будущее: чем позднее созданы портреты, тем больше они располагают к доверию. Возможно, это связано с экономическим ростом, снижением уровня преступности, признанием важности демократических ценностей и развитием гражданского общества в целом. Правда, ученые все-таки признают, что истинная природа явления неуловима. Но загадочная «Джоконда» с ее пленительной улыбкой, скорее всего, и впрямь опередила свое время.