Журнал/Большой брат смотрит: 13 приложений, которые хотят знать о вас слишком много
ЖурналХот

Большой брат смотрит: 13 приложений, которые хотят знать о вас слишком много

 
    Журнал/Большой брат смотрит: 13 приложений, которые хотят знать о вас слишком много
    Практически каждое мобильное приложение сегодня собирает данные о пользователе. Но если некоторые делают это более-менее корректно, то другие переходят все границы

    Сидеть в интернете и думать, что можно сохранить приватность и неприкосновенность личной информации, как бы это так высказаться помягче, — наивно. В той или иной форме практически каждое мобильное приложение сегодня собирает данные о пользователе. Но если некоторые делают это более-менее корректно, то другие переходят все границы.

    (Анти)лидеры

    Исследователи аналитического агентства TelecomDaily пришли к выводу, что в тройку тех, кто собирает максимум персональных данных, входят мобильные приложения Вконтакте и Одноклассников, а также — тадам! — Госуслуги. При этом первое место по нахальству занимают вовсе не Госуслуги (они на втором), а Вконтакте — их приложение анализирует более 83 % персональных сведений.

    В исследовании информация была поделена на 30 категорий, учитывались даже те пункты, которые можно было не заполнять.

    Зарубежный Facebook ушел от отечественной птицы-тройки не слишком далеко и занял 4-е место в антирейтинге, а модные-молодежные TikTok и Instagaram — 11-ю и 20-ю строчки соответственно. Немало личной информации собирают и мобильные приложения онлайн-банков (те же Тинькофф и Сбер), агрегаторы такси (Uber), крупные интернет-магазины (Ozon, Wilberries, Aliexpress) и сервисы по поиску работы (HeadHunter).

    Как выглядит ваш чемодан на рентгене в аэропорту и как ищут запрещенные предметы?

    Зачем им данные?

    Приложения могут использовать данные для разных целей. Если информация обезличена и применяется только для внутренних задач — это вполне понятно, обоснованно и вообще fair use. Например, геолокация часто нужна для того, чтобы определить ближайший к клиенту пункт выдачи товаров или свободные машины в случае с такси.

    Но когда приложение начинает щедро делиться данными своих «юзеров» со сторонними организациями (например, рекламными сетями), это вызывает у многих из них вполне справедливую злость. А делятся ими, судя по исследованиям, очень и очень многие.

    Независимый анализ показывает, что только около 10 % программ не отправляют собранную информацию никому. Поэтому, прежде чем соглашаться на обработку персональных данных, имеет смысл поинтересоваться, где окажутся ваши «пол — возраст — семейное положение» и как они будут использоваться. Тем более что создатели приложений обязаны отражать все это в пользовательском соглашении. Другой вопрос — кто его читает?

    Еще один вопрос — шифрует ли приложение сведения. Если нет — их легко перехватит любой хакер-самоучка, что уж говорить о более опытных специалистах. У «крупняка» дела с этим обычно обстоят неплохо, хотя позорные истории с утечками данных из-за попавших в поиск служебных страниц или идиотски простого пароля кого-то из топ-менеджеров приключаются регулярно.

    Важно понимать и то, что никто у пользователей эти данные не ворует. Практически все человек сообщает о себе самостоятельно, заполняя анкеты в профилях. В настройках многих приложений и смартфонов несложно установить более строгие правила приватности, но занимается этим далеко не каждый. Так что шутка о том, что мы сами, своими руками собираем на себя досье в Сети, уже давно не кажется такой уж смешной.

    Тонкости ТуризмаТонкости Туризма