Журнал/Как лечили в Древней Руси: заговоры, отвары и заклятья
ЖурналТоже круто

Как лечили в Древней Руси: заговоры, отвары и заклятья

 
Patrick Pahlke
    Журнал/Как лечили в Древней Руси: заговоры, отвары и заклятья
    Patrick Pahlke
    Лечец должен быть терпимым и сердечным вплоть до самопожертвования, делать все для спасения больного и не заботиться о личном обогащении и профессиональном признании. Чем не клятва Гиппократа?
    Валерия Здир • 1 июня 2022

    История отечественной медицины насчитывает не одну сотню лет: еще в домонгольские времена целители лечили людей, опираясь на собственные знания о лекарственных травах и античные традиции, известные на Руси благодаря связям с Византией. Первые письменные упоминания о больницах относятся к 11 веку, тогда же были впервые сформулированы основы врачебной этики: лечец должен быть терпимым и сердечным вплоть до самопожертвования, делать все для спасения больного и не заботиться о личном обогащении и профессиональном признании. Чем не клятва Гиппократа?

    Сила трав

    Один из самых древних методов славянской медицины — лечение травами. Знания о целебных свойствах растений волхвы и кудесники передавали из поколения в поколение, и именно из этой среды вышли первые профессиональные лекари, чье мастерство приравнивали к волшебству. В своей практике они чаще всего прибегали к средствам растительного происхождения — отварам из полыни и крапивы, багульника и подорожника, цветов липы и листьев березы.

    Для борьбы с мигренью «зелейники» советовали пить отвары из ромашки и мяты, болезни желудка лечили с помощью петрушки и полыни, а капустный отвар назначали при похмелье и бессоннице.

    • травы, лечение, ромашка
      /1z/zx/1zzx7clfppj4swcc8wogcc4kk.jpg
    Этот опыт обобщен в специальной литературе — травниках и лечебниках, которые были составлены уже после принятия христианства и распространения грамотности. До нас дошло 250 таких сборников, но сегодня воспользоваться древними рецептами непросто: в них нет иллюстраций и сложно понять, о каком растении идет речь.

    Особенно распространенными были заговоры «от зубной скорби»: заклятье произносили, вглядываясь в рот пациента, а затем крестили зуб.

    Баня — вторая мама

    Еще одно популярное народное средство лечения и профилактики едва ли не всех болезней — баня: в ней парились при любом недомогании и даже подозрении на сглаз. «Огонь чистит, вода моет», «Когда б не баня, все б мы пропали», «Баня — мать вторая» — гласят русские пословицы. Полезные свойства горячей воды и пара были известны на Руси с древних времен, а первое письменное упоминание о бане встречается еще в летописях 11 века.

    В парной издавна лечили простуду, болезни суставов и кожи, вправляли вывихи и делали кровопускания, а в качестве моющих средств использовали кожевенный квас и «мыльную траву».

    Волшебные слова

    Древние славяне верили в магическую силу слова, поэтому лечение травами нередко сочетали с заговорами. С помощью них знахари лечили самые разные недуги — грыжу, горячку, лихорадку, ячмень, зубную боль. Особенно распространенными были заговоры «от зубной скорби», которые сопровождались ритуальными действиями: заклятье произносили, вглядываясь в рот пациента, а затем крестили зуб.

    Но словесными средствами арсенал волшебной медицины не исчерпывался. Древнерусские лекари нередко прибегали к магическому кругу: его очерчивали вокруг опухолей или кожных заболеваний, чтобы болезнь не распространилась на другие части тела. Тем же способом пытались защитить деревню от эпидемии — ее опахивали с помощью сохи, в которую впрягались молодые девушки или вдовы, чтобы не пустить внутрь болезнь из соседних селений.

    • Мистика. Зеркало и свеча
      /66/8q/668qah8ugiw4c44g44k00ccoc.jpg

    Еще один прием — «отдать» болезнь дереву, животному или воде. Например, в молодом сильном дереве прорубали широкое отверстие, сквозь которое протаскивали заболевшего ребенка. Отдавая хворь воде, брали хлеб, солили его и бросали в реку, приговаривая заветные слова.

    Молитва и святая вода

    Первые больницы были основаны при монастырях: для тяжелобольных отводили специальные помещения, где за ними ухаживали монахи. В качестве медикаментов они использовали не только растительные зелья, но и священные предметы (кресты, мощи святых, иконы), а порой прибегали к довольно неожиданным средствам — например, кожные болезни лечили красками для иконописи, сделанными на основе природных минералов.

    Но самыми эффективными методами монастырской медицины считались молитва (особенно перед мощами святых и чудотворными иконами) и святая вода. Тексты молитв носили вместе с нательным крестом в качестве оберега, а освященной водой обливались, смачивали больные места и, конечно, пили ее.

    всего голосов: 16
    tabbar_no_yes
    Быстрый переход наверх