
Получить водительское удостоверение в России — изрядный квест: оформить медсправки, пройти обучение, сдать теорию и практику вождения в автошколе и в ГИБДД. То ли дело в Мексике — в большинстве штатов и даже в столице практический экзамен сдавать не нужно, а сесть за руль можно уже в 15 лет. А вот страны Европы далеки от подобной беспечности: местные власти вовсю изобретают каверзные задания для будущих водителей.
Коварные тесты
Европейская схема на первый взгляд похожа на нашу: отучись на курсах, сдай экзамены, получи права и садись на руль. Но есть национальные нюансы. Например, в Италии особенно строго проверяют знание теории: нужно проштудировать около 7000 вопросов, а на экзамене — ответить на 30 из них, допустив не более 4 ошибок. Попытаться пересдать экзамен можно только один раз.
На практических же занятиях ученик обязан отработать навыки вождения в разную погоду и в темное время суток, по автобану и загородным дорогам. На экзамене за 40 минут придется продемонстрировать безупречную езду по городу и скоростным магистралям, развороты во дворе и умелую парковку.
Курсы экстремального вождения
Но сложнее всего получить права в Северной Европе. В Финляндии обучение включает сразу три курса: обычный, зимний и экстремальный (4 часа вождения в опасных условиях). После первого этапа сдают теорию и вождение в городе, чтобы получить временное удостоверение. С ним водитель должен ездить без нарушений, иначе постоянных прав ему не видать.
В Швеции автомобилистов обучают вождению по заснеженной дороге и обледеневшей трассе на скорости 100 км/ч. Норвежцам нужно освоить курс оказания первой помощи, ночную и безопасную езду, а итоговая часть практических испытаний включает две дальние поездки (по 4–6 часов) и экзамен в городе.
Автошкола в кредит
Отучиться в российской автошколе можно за 30 000–50 000 RUB в зависимости от региона. Европейцы тратят на это же гораздо больше: в Испании — от 500 до 900 EUR, в Хорватии — около 1000 EUR, в Германии и Финляндии — от 1000 до 2000 EUR. Норвегия лидирует не только по сложности и длительности, но и по стоимости обучения: за курсы придется выложить более 3000 EUR. Чтобы снизить нагрузку на бюджет, европейцы берут кредиты на получение прав — такая практика распространена, например, в Германии.