
Кажется, еще немного, и выражение «позвонить по телефону» окончательно утратит смысл, а телефонные разговоры станут не меньшим анахронизмом, чем бумажные письма. Уже сейчас мы гораздо чаще используем смартфоны для общения в мессенджерах, а звонить без предупреждения в наше время почти так же невежливо, как раньше было неприлично приходить в гости без звонка. «Тонкости» попытались разобраться, почему меняется этикет и действительно ли будущее за новыми каналами коммуникации.
Удобно, корректно и доступно
«Во-первых, это удобно», — именно так большинство пользователей объясняют свою привязанность к мессенджерам. Сообщения в Вотсапе или Вайбере не вторгаются в личное пространство: на них не обязательно реагировать в ту же секунду, можно подумать и написать ответ тогда, когда появится возможность. С другой стороны, на короткое текстовое сообщение проще ответить, даже если в этот момент человек относительно занят (например, находится на рабочем совещании или в дороге) и не может говорить по телефону. Кроме того, в приложениях сохраняется полный контекст долгого разговора, и всегда можно выяснить, кто что сказал. Точнее — написал.
Во-вторых, текстовые сообщения можно отредактировать перед отправкой, а значит, собеседник получит хорошо сформулированное, продуманное и корректное послание. В живом диалоге мы не всегда успеваем точно подбирать слова и не можем отменить сказанное.
В-третьих, сообщения и звонки в мессенджерах — гораздо, гораздо дешевле, чем обычная телефонная связь. Особенно если нужно пообщаться с жителем другого региона или страны.
Написать или позвонить?
Судя по всему, общепринятые правила на этот счет формируются прямо сейчас, а пока выбор способа связи зависит прежде всего от ситуации или собеседника. Если речь идет о малознакомом человеке и не очень срочном вопросе, безусловно, стоит сначала написать. Деловое сообщение в мессенджере будет более уместным и после 7 часов вечера, когда рабочий день уже закончен. В текстовом формате удобнее задавать вопросы, требующие обдумывания: человек не ответит на них мгновенно, даже если вы до него дозвонитесь.
И все же порой без непосредственного контакта не обойтись — например, если у вас очень важное дело, а ответ нужно получить быстро. Кроме того, собеседник может предупредить, что предпочитает говорить по телефону — да, случается и такое. Психологи считают, что в письменном общении, без невербальных сигналов, нам сложнее понимать друг друга: даже смайлики порой не помогают прояснить ситуацию, а вот интонация передает эмоции и оттенки смысла гораздо точнее. Поэтому телефонные разговоры, уступая место новым каналам связи, все же не исчезнут совсем: многие признаются, что хотели бы чаще слышать голоса друзей и любят длинные беседы.