Журнал/Мы ужинали под рев львов и молились: отзыв о Ботсване
ЖурналСториз

Мы ужинали под рев львов и мо­ли­лись: от­зыв о Ботсване

 
    Журнал/Мы ужинали под рев львов и молились: отзыв о Ботсване
    Отзыв о Ботсване, по Африке на машине, что посмотреть в Ботсване, безопасно ли в Ботсване
    Отзыв на «Тонкостях» • 4 марта 2025

    «Мы с супругом — путешественники со стажем, и сегодня я хочу рассказать про путешествие в Ботсвану, Африка. Как всегда, я постараюсь быть объективной в оценках и приводить только факты», — пишет в своем отзыве читательница «Тонкостей» Анна Белисс.

    Как попасть в Ботсвану

    Итак, поездка в Ботсвану была запланирована в качестве нашего Великого африканского путешествия, которое изначально включало в себя 7,5 тыс. км на внедорожнике и 4 страны для посещения.

    Мы рассматривали разные варианты въезда в эту страну; конечно, самым первым вариантом был перелет в столицу Ботсваны — Габороне. Но наши планы достаточно быстро изменились после того, как мы узнали стоимость авиаперелета. Цена авиабилета на всех популярных ресурсах составляла от 120 тыс. RUB в обе стороны с 2 пересадками. Прямых рейсов на сегодняшний день ни из одного аэропорта России нет. Пересадки стандартные для данного направления — ОАЭ, Бахрейн, Катар.

    Поразмышляв, мы решили лететь из Шереметьева в ЮАР, в Йоханнесбург, с 7-часовой пересадкой в Абу-Даби. Стоимость билетов на одного человека составила 52 тыс. RUB в обе стороны. Летели авиакомпанией Etihad Airways, билеты сразу покупали в обе стороны. Из ЮАР комфортно путешествовать в соседние страны, хоть в Намибию, хоть в Ботсвану, поэтому данный вариант финансово оказался самым приемлемым.

    • Вид с воздуха Габороне, Ботсвана
      /26/fy/26fy3j8sm6v4wo8wk88gg8scs.jpg

    В Ботсвану на внедорожнике

    Так как мы все-таки далеко не миллионеры, а обычные путешественники, то решили попробовать попасть в Ботсвану со стороны ЮАР на арендованном и полностью оборудованном внедорожнике. Это была «Тойота-Хайлюкс», которую мы арендовали в Йоханнесбурге. Стоимость аренды за 10 дней составила 1000 USD.

    Джип был полностью оборудован, залог за машину вернули в течение 3 дней на карту, был проведен инструктаж и оказана всевозможная поддержка при пересечении границ разных стран.

    Долгий переход через границу ЮАР

    Наш внедорожник с палаткой на крыше бодро стартовал в сторону Ботсваны. По ЮАР мы ехали по оживленной платной трассе с великолепным покрытием и уже через 7 часов достигли границ Ботсваны. Таможню мы проходили на пункте «Мартинес Дрифт», которого достигли в 8 вечера по местному времени. Несмотря на то, что документы у нас были в полном порядке, прохождение границы заняло около 4 часов. И связано это в первую очередь с коррупцией и взяточничеством.

    Первым делом у нас полностью проверили автомобиль, особенно таможенников интересовал наш холодильник, в котором было пиво и сосиски. Мы настроились, что очень быстро пройдем границу, так как очереди не было, но увы.

    • Внедорожник Toyota Hilux, Ботсвана
      U. Eisenlohr, Shutterstock
      /0r/sg/0rsgp9v931pwcsgwws8owkcco.jpg

    При въезде в Ботсвану требуется не только страховка, но и гарантийное письмо от местного жителя. Принцип действия этого гарантийного письма мы так и не поняли, так как гарантий никто не дает и в случае ДТП вся ответственность ложится на страховую компанию. Мы решили, что это гарантийное письмо что-то вроде ОСАГО, которое гарантирует возмещение третьим лицам в случае ДТП по нашей вине, но и это оказалось не так. Никто ни за что ответственность не несет, но без письма в Ботсвану заехать невозможно. А письмо можно оформить у местных помогал, и стоит оно 60 USD. В общем, пришлось нам раскошелиться.

    Для посещения Ботсваны на срок не более 90 дней виза гражданам России не нужна, поэтому наши расходы на границе составили: гарантийное письмо — 60 USD, страховка на машину — 80 USD, итого 140 USD.

    Измученные нервотрепкой на таможенном пункте, мы, выдохнув, проехали границу в надежде найти кемпинг для остановки на ночь и…

    Дорога во тьме

    ...и столкнулись с кромешной тьмой. Прекрасный асфальтированный хайвей остался в ЮАР, а мы выехали на неосвещенную дорогу с асфальтовым покрытием, которое не ремонтировалось много лет. Средняя скорость передвижения была около 40 км/ч, так как на асфальте постоянно встречались глубокие ямы и мы рисковали пробить колесо.

    • Темная дорога, Ботсвана
      /c7/ut/c7uttaisafk8k8oc44c88kokc.jpg

    И вот в этой кромешной тьме мы продолжили свой путь. По дороге нам встречались населенные пункты, но они были совершенно не освещены. Более того, приходилось ехать на пределе концентрации внимания, так как по дороге постоянно ходили местные жители и за счет черного цвета кожи их было просто не видно. Мы безумно устали, глаза начали болеть от темноты и напряжения, и мы надеялись найти кемпинг по пути, где бы могли отдохнуть. У нас была карта, которую нам дал владелец машины, и на ней были указаны кемпинги.

    Ни один. Ни один из официально заявленных кемпингов или отмеченных на гугл-картах не работал. Прошу принять это к сведению всех, кто собирается в поездку по Ботсване.

    В 12 ночи мы продолжили свой путь, преодолели 200 км, заехали в 4 кемпинга, которые нам предложил «Гугл», но все они были закрыты или их попросту не существовало, хотя я до сих пор их вижу на агрегаторах с оценками 5*.

    Мы приняли решение ехать до последнего, пока не увидим кемпинг, так как останавливаться ночевать на дороге нам показалось крайне опасным, но тут, на свое счастье, мы увидели полицейскую машину. Остановились около ребят-полицейских и спросили, где можем переночевать, на что нам ответили, что лучше вернуться обратно, так как впереди на 600 км нет вообще ничего, ни одного населенного пункта, где можно безопасно отдохнуть. И мы развернулись в обратную сторону. Проехав обратно 50 км и свернув с основной дороги еще на 3 км, добрались до места, которое обозначено в «Гугле» как Wildside Tent Camp Lion Park.

    • Дикая природа в Южной Африке, ночное сафари
      /7v/i2/7vi21tysm04kwk8ooc4g408kg.jpg

    Ужин со львами

    Местечко представляет собой довольно большую поляну перед территорией, закрытой и огороженной сеткой высотой в 2 м. На территории никого не было. Так как сил ехать дальше не было, мы приняли решение разбить наш лагерь здесь, хотя бы в стороне от трассы и не привлекая внимание. Мы разбили палатку, на скорую руку пожарили на сковородке яичницу с сосисками. Наш фонарь на солнечных батареях осветил поляну, и то, что мы увидели, не заставило нас радоваться. Вокруг были продукты жизнедеятельности какого-то животного, явно больше по размерам, чем мы, и никого в этой полнейшей тьме. Ну зато бесплатно, решили мы.

    Мы ужинали под рев львов и молились, чтобы они находились по ту сторону сетки от нас. Ночь тоже прошла неспокойно, так как рев был настолько громким, что постоянно заставлял нас вздрагивать. Мы не раздевались, обложились ножами и надеялись, что утром проснемся.

    Утром мы проснулись очень рано, вылезли из палатки и увидели Ботсвану новыми глазами. Ох, мама дорогая, все эти ночные приключения стоили того, чтобы здесь оказаться. Жаркое солнце медленно появлялось из-за линии горизонта и освещало Африку, ту самую, дикую, непознанную, опасную, чарующую. Я поставила чайник, сварила супчик, и мы решили ехать дальше в столицу Ботсваны — Габороне.

    • Восход солнца в Балуле в Южной Африке
      /ch/bw/chbwmv6q8pkcc088o8ggo40wk.jpg

    Дорога в Габороне

    Как показал навигатор, расстояние в пути — 220 км, время в пути — 4 часа. Дорога — асфальт очень плохого качества, с ямами, средняя скорость — 60 км/ч, заправки встречаются достаточно редко, населенные пункты тоже. Стоимость бензина около доллара, примерно 100 RUB за литр. Дорога не оживленная, движение левостороннее, трафик не загружен. Перемещаться достаточно комфортно.

    По пути нам встретилось огромное количество термитников с двухметровыми замками, которые возвышались с обеих сторон. Кстати, термитники защищаются законодательством Ботсваны и их запрещено разорять.

    Вдоль трассы имеются стоянки со столиками для отдыха, так что без проблем можно остановиться и отдохнуть. Как я уже сказала, населенных пунктов практически нет, поэтому магазинов, где можно пополнить запасы еды и питья, здесь не встретить.

    Если меня спросить, чем мне запомнилась Ботсвана, я с уверенностью скажу, что коровами и перевернутыми машинами. На протяжении всей трассы по разные стороны лежат сбитые коровы, иногда частично разложившиеся, и их никто не убирает. Ну вот просто через каждые 5 км сбитая корова копытами кверху. И почему-то автомобили — перевернутые и сожженные.

    • Африканская автомагистраль
      /b7/x2/b7x29ptm61w08wooocco84c0o.jpg

    Это столица?

    Спустя 4 часа мы достигли столицы Ботсваны — Габороне. Я всегда жила с мнением, что столица страны — это город с высотками, развитой инфраструктурой, магазинами, отелями и кафе. Я жестоко ошибалась. Уважаемые читатели, должна сказать вам, что скучнее и унылее города я в жизни не видела. Абсолютно нечего посмотреть, никаких признаков культурного наследия, интересных достопримечательностей мы там не увидели.

    Самое интересное, что и отелей в Габороне немного. Местные жители достаточно лояльные к белым, они смотрели на нас скорее как на обезьянок. Английским языком владеют практически все местные.

    Стоимость более менее приличного номера в отеле начинается от 6000 RUB, бюджетные номера в хостелах стоят от 1400 RUB, но из услуг только койко-место.

    Что еще почитать по теме

    Оборудованного кемпинга мы так и не нашли в окрестностях Габороне, поэтому было принято решение ночевать в палатке на ближайшей заправке, тем более что у нас имелись и продукты, и палатка, и вода. Мы подошли на стойку оплаты и спросили, можем ли остаться на ночь в машине, на что получили согласие и заночевали абсолютно бесплатно.

    • Ботсвана, Габороне
      Lucian Coman, Shutterstock
      /28/bv/28bvbrug917ow8gscs0gokw0k.jpg

    Холмы Цодило

    Следующая точка маршрута — Tsodilo Hills, 1100 км, 14 часов в пути. Дорога отвратительная, грунтовка, весь путь глотали пыль и песок. Сразу скажу: посещение данного места стоило всех временных затрат и неудобств. Холмы Цодило входят в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы увидели огромное количество древних наскальных рисунков, и реально пришло понимание, что нашей планете очень много лет. Мы настолько прониклись, что я даже задумалась о смысле бытия. Однозначно рекомендую к посещению.

    К сожалению, рабочих кемпингов поблизости также не оказалось, несмотря на то, что они есть на картах. Фактически их не существует, прошу принимать это во внимание при планировании посещения.

    После холмов мы отправились в сторону Зимбабве. Время в пути — 15 часов до границы, дороги отвратительные, хищников по пути мы не встретили.

    • Мале-Хилл, Цодило-Хиллз, Ботсвана, Африка
      /3r/u3/3ru37dorzqg488048wkcc88kk.jpg

    Итоги и расходы на путешествие по Ботсване

    Подводя итоги, я могу сказать, что Ботсвана не туристическая страна: кемпингов, нормальных отелей практически не имеется, и к этому нужно быть готовым. Страна не богата на животных, по пути встречались зебры, термитники, суслики. Однако природа, виды, наскальные рисунки стоят того, чтобы посетить ее хотя бы раз в жизни.

    По стоимости Ботсвана оказалась самой дешевой страной в нашем Великом африканском путешествии: документы на границе — 140 USD, бензин — 300 USD, отели, кемпинги — 0, питание — 40 USD, пиво — 20 USD, итого — 500 USD.
    tabbar_no_yes
    Быстрый переход наверх