
Пирамиды, пляжи, дайвинг и «все включено» — на протяжении многих лет Египет остается одним из самых популярных туристических направлений, а туризм приносит немалые деньги в казну страны. И все же это не единственный и даже не главный источник доходов, к тому же после революции 2011 г. и теракта на борту самолета в 2015 г. для египетской туриндустрии наступили не лучшие времена, а сейчас из-за пандемии и закрытия отелей бюджет недополучает 1 млрд USD ежемесячно. «Тонкости» рассказывают о том, на чем еще держится египетская экономика и какую роль в ней играет одно грандиозное сооружение, построенное 150 лет назад.
Нефть, хлопок и пошлины
Как ни странно, на туризм приходится всего лишь около 15 % египетского ВВП: в прошлом году эта отрасль принесла стране 12,5 млрд. USD, достигнув показателей 2010 г. Треть своих доходов Египет получает от промышленности, в том числе от добычи нефти, газа и других полезных ископаемых. Бюджет арабской республики пополняется и за счет экспорта сельскохозяйственной продукции — хлопка, фруктов и овощей. Еще одна статья дохода — экспатрианты, присылающие часть заработка из-за рубежа, и иностранные инвесторы. Наконец, существенный вклад обеспечивает сбор пошлин с судов, проходящих по Суэцкому каналу.
Строительство канала
Суэцкий канал, соединяющий Красное и Средиземное моря, — крупнейшая искусственная водная артерия мира и самый короткий морской путь из Европы в Азию: кораблям не приходится огибать Африку, а это почти 8000 лишних км! Неудивительно, что идея строительства канала появилась очень давно — но смогла осуществиться лишь в середине 19 столетия. Десятки тысяч рабочих строили канал практически вручную, экскаваторов и бульдозеров тогда не было. Работы продолжались 10 лет и завершились в 1869 г.
Деньги текут рекой
Всего через 6 лет после открытия Суэцкого канала Египет потерял управление над ним из-за внешних долгов, и фактическим хозяином торговой артерии стала Великобритания. Лишь в 1956 г. египетские власти национализировали легендарное сооружение, установив за проход кораблей пошлины, сопоставимые со стоимостью топлива, которое было бы израсходовано, если бы судно шло в обход Африки.
Но и это не предел. В 2015 г. открылось новое 72-километровое русло канала, что позволило практически удвоить его пропускную способность: теперь по нему проходят не 49, а 97 судов ежедневно. Египетские власти рассчитывают, что к 2023 г. доходы республики от канала сравняются с поступлениями от туризма и составят свыше 13 млрд USD в год.