
СССР был страной грандиозных планов и великих свершений, а вот о бытовых удобствах и простых человеческих потребностях нередко забывали. Советские люди победили в войне, восстановили страну из руин и полетели в космос, но в середине 20 века в их домах все еще не было такой элементарной вещи, как туалетная бумага. Рассказываем о том, когда в Советском Союзе начали выпускать эту гигиеническую принадлежность, и почему она сначала не пользовалась спросом, а позже стала большим дефицитом.
Предыстория: от Китая до Америки
Родиной туалетной бумаги, как и бумаги вообще, считается Китай: первые упоминания об этом благе цивилизации датируются 6 веком. Массовое производство началось в 14 столетии, когда для нужд одного только императорского двора было выпущено 720 тыс. листов туалетной бумаги размером 60 на 90 см. Тем временем в средневековой Европе все еще использовали сено, солому и траву, а самые зажиточные — кусочки льняной или шелковой ткани. И только к середине 18 века в обиход вошла бумага — как правило, это были старые газеты.
«Пока у трюмо разглядываешь прыщик,
она, разулыбив облупленный рот,
пудрой подпудрит, духами попрыщет,
Made in USSR
Страну победившего социализма туалетная бумага завоевала относительно недавно, лишь во второй половине 20 века. Долгое время ее можно было увидеть только в квартирах дипломатов, высокопоставленных чиновников, ученых и литераторов: в основном бумагу привозили из-за границы. Небольшие партии выпускали на комбинате в литовском городе Григишкесе, но на всех ее не хватало, и простые граждане пользовались газетами, порезанными на кусочки.
Первые промышленные предприятия, делавшие санитарно-бытовую бумагу, появились в СССР в начале 60-х гг. в Ленинградской и Архангельской областях. Объемы были очень скромными: например, в 1962 г. выпустили около 4000 т таких изделий — в 1000 раз меньше, чем в США.
Ее делали из еловой и осиновой древесины, а основным поставщиком стал Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат: здесь установили английские бумагоделательные станки Walmsley и в первый год выпустили более 30 млн рулонов.
Поначалу новый товар пылился на полках магазинов: никто не понимал, зачем он нужен, когда есть привычные газеты. Чтобы внедрить туалетную бумагу в советский быт, пришлось развернуть масштабную рекламную кампанию. Киножурналы о преимуществах этой гигиенической продукции показывали в кинотеатрах перед фильмами, а руководителям крупных предприятий выдали тысячи рулонов для распространения среди рабочих.
Символ дефицита
Реклама оказалась эффективной, и уже в середине 70-х купить туалетную бумагу было так же сложно, как красивую одежду, качественную обувь и другие товары широкого потребления. Чтобы приобрести бумажные рулончики (не больше 10 штук в одни руки), приходилось часами стоять в очередях. Для удобства счастливые покупатели вешали связки с туалетной бумагой на шею, как бусы.
«Эта женщина шла мимо Лобного места, Пожарского с Мининым,
и несла туалетной бумаги рулоны — штук двадцать как минимум,
и несла не в руках, а, бечевку продернув, на шее...
Предприятия увеличивали мощности, но не справлялись с растущим спросом. Одной из причин был своеобразный подход к оснащению фабрик техникой: приобретая импортное оборудование для изготовления бумаги из древесины, управленцы почему-то проигнорировали станки для резки и упаковки продукции. Нарезать ее на рулоны приходилось на самодельных станках, и многое уходило в брак: например, линия в Сясьстрое, рассчитанная на 60 млн рулонов в год, производила втрое меньше. Позже объемы продукции удалось довести до 66 млн рулонов, но население страны превышало 250 млн человек, и бумаги по-прежнему не хватало.
Лишь после распада СССР рыночная экономика расставила все по своим местам, и сейчас в России выпускается свыше 3 млрд рулонов туалетной бумаги ежегодно.