Журнал/Туалет по-царски: сколько времени занимало одевание королевских особ
ЖурналТоже круто

Туалет по-царски: сколько времени занимало одевание королевских особ

 
    Журнал/Туалет по-царски: сколько времени занимало одевание королевских особ
    Трудно представить, сколько предметов гардероба, времени и сил требовалось для облачения королей и королев, но мы все-таки попробуем разобраться, как менялись их модные привычки на протяжении веков

      Монархи из прошлого выглядели сказочно: многослойные наряды, драгоценные украшения, затейливые прически. Трудно представить, сколько предметов гардероба, времени и сил требовалось для облачения королей и королев, но мы все-таки попробуем разобраться, как менялись их модные привычки на протяжении веков.

      Средневековье

      Понятие «мода» появилось в 16–17 столетиях, когда одежда французских придворных превратилась в эталон для остальных европейцев, но отдельные «тренды» прослеживались и раньше. К примеру, пуговицы в 13 веке изготавливали из золота и слоновой кости и пришивали к костюмам богачей десятками, а то и сотнями. Застегнуть их без посторонней помощи было невозможно, равно как и зашнуровать многочисленные тесемки на женских платьях.

      Одевание становилось целым ритуалом: Генрих VIII после пробуждения накидывал согретую у камина сорочку, а затем 6 «джентльменов спального покоя» помогали ему облачиться в подготовленные камердинерами наряды.

      • Туалет по-царски: сколько времени занимало одевание королевских особ, барокко, средневековье
        /co/x0/cox0wqwrq4o4cw8wcc08oc4s4.jpg
      В ту пору аристократы носили короткие нижние штаны брэ, рубашки с вышивкой и гофрированной манишкой, получулки-полубрюки шоссы и длинные платья блио, а также костюмы в венецианском стиле с рукавами-буфами и шароварами.

      Королевские наряды шили из шелка и бархата благородных цветов (краски специально привозили с Востока) и щедро украшали мехами и драгоценностями. Говорят, подвенечное платье фландрийской графини Маргарет было настолько тяжелым, что в церковь ее пришлось вносить на руках.

      Знатные средневековые красавицы сперва надевали полотняную рубашку камизу, а поверх — две туники: нижнюю котту с узким лифом на шнуровке и верхнюю сюрко с широкими рукавами и поясом. Вскоре английские и французские королевы полюбили сюрко без рукавов, зато с огромными проймами, отороченными мехом и прозванными в народе адскими окнами.

      Барокко

      В 17 веке, в эпоху барокко, главным модником всея Европы был, ясное дело, король-солнце Людовик XIV. Он взошел на престол ребенком, и подданные тут же начали носить по его примеру короткие курточки брасьеры, из-под которых выглядывали манжеты рубашек, белые шелковые чулки с подвязками, пышные панталоны и бриджи ренгравы с кружевными оборками на уровне колен. Повзрослев, Людовик ввел моду на шейные платки, распашные облегающие кафтаны жюстокоры (они застегивались до талии, расходились книзу, а сверху демонстрировали роскошные жабо рубашек), узкие шоссы и объемные муфты.

      Образ дополняли парики с длинными локонами, шляпы с перьями, шпаги, перчатки и щегольские трости с набалдашниками.

      Дамы при короле-солнце стали носить вычурные наряды с узкой талией, лифом в бантах, прямоугольным вырезом и пышной юбкой со шлейфом. Нижнее платье отделывали по подолу оборками и кружевами, верхнее шили из дорогих материалов, распашные юбки подворачивали валиками. Самой модной прической был фонтанж с ниспадавшими локонами и высоким пучком на каркасе.

      • Барокко, Людовик XIV
        /3u/98/3u981unly0kkwokokgc0kgog8.jpg

      Рококо

      Стиль рококо олицетворяла Мария-Антуанетта, чьи наряды до сих пор будоражат воображение. Фрейлины часами кружились над королевой, чтобы подготовить ее к выходу (правда, позднее она упростила утренний туалет и передала функции фрейлин горничным). На нижнюю сорочку надевали корсет и фижму (во Франции ее называли панье) — легкий каркас из китового уса, делавший юбку невероятно пышной. Следом шли нижнее платье фрепон с тесным лифом и верхнее модест пастельных тонов с прямоугольным декольте, распашной юбкой и рукавами с многоярусными воланами.

      Волосы собирали в высокие прически, украшенные перьями, лентами и цветами.

      Людовик XVI не уступал супруге в изысканности гардероба и ритуалов, с ним связанных. Каждое утро в его покоях собирались камердинер, фаворитка и придворные высшего ранга, несколько часов помогавшие королю проснуться, умыться, помолиться, одеться и обуться.

      При дворе тогда носили рубашки с жабо, кафтаны жюстокоры и шелковые распашные куртки весты. Узкие штаны-кюлоты прикрывали колени, зимой поверх обуви надевали теплые гетры. К концу 18 века из Англии пришла мода на фраки и длинные сюртуки-рединготы. А вот парики постепенно теряли популярность: волосы отныне зачесывали назад, стягивали в пучок и перевязывали лентой.

      Что еще почитать по теме

      Викторианская эпоха

      При королеве Виктории, в 19 веке, облачение стало максимально затейливым: один лишь комплект женского белья вполне мог весить до 3 кг. Он включал:

      • панталоны до колен со штанинами, не сшитыми посередине, дабы дама могла без труда посещать уборную
      • льняную или хлопковую сорочку с глубоким вырезом
      • плотный корсет
      • нижнюю юбку с воланами и обручами
      • лиф-чехол
      • куполообразный кринолин
      • турнюр с подушечкой, добавлявшей пикантного объема сзади
      • прикрывающий бюст корсаж

      И лишь затем надевали верхние платья на все случаи жизни — утренние, обеденные, чайные, вечерние, бальные, придворные, для визитов, приемов, прогулок, поездок в экипаже и верховой езды.

      Мужской костюм был не в пример проще. Он состоял всего лишь из нательной сорочки, верхней сорочки с накрахмаленными манжетами, шейного платка или галстука, жилета, пиджака (сюртука, фрака или смокинга), кальсон, носков и брюк на подтяжках. В гардеробе непременно присутствовали трости, запонки, булавки для галстуков, перчатки и карманные часы на цепочках — образ джентльмена в целом стал лаконичней и элегантней.

      Быстрый переход наверх