
Монархи из прошлого выглядели сказочно: многослойные наряды, драгоценные украшения, затейливые прически. Трудно представить, сколько предметов гардероба, времени и сил требовалось для облачения королей и королев, но мы все-таки попробуем разобраться, как менялись их модные привычки на протяжении веков.
Средневековье
Понятие «мода» появилось в 16–17 столетиях, когда одежда французских придворных превратилась в эталон для остальных европейцев, но отдельные «тренды» прослеживались и раньше. К примеру, пуговицы в 13 веке изготавливали из золота и слоновой кости и пришивали к костюмам богачей десятками, а то и сотнями. Застегнуть их без посторонней помощи было невозможно, равно как и зашнуровать многочисленные тесемки на женских платьях.
Знатные средневековые красавицы сперва надевали полотняную рубашку камизу, а поверх — две туники: нижнюю котту с узким лифом на шнуровке и верхнюю сюрко с широкими рукавами и поясом. Вскоре английские и французские королевы полюбили сюрко без рукавов, зато с огромными проймами, отороченными мехом и прозванными в народе адскими окнами.
Барокко
В 17 веке, в эпоху барокко, главным модником всея Европы был, ясное дело, король-солнце Людовик XIV. Он взошел на престол ребенком, и подданные тут же начали носить по его примеру короткие курточки брасьеры, из-под которых выглядывали манжеты рубашек, белые шелковые чулки с подвязками, пышные панталоны и бриджи ренгравы с кружевными оборками на уровне колен. Повзрослев, Людовик ввел моду на шейные платки, распашные облегающие кафтаны жюстокоры (они застегивались до талии, расходились книзу, а сверху демонстрировали роскошные жабо рубашек), узкие шоссы и объемные муфты.
Дамы при короле-солнце стали носить вычурные наряды с узкой талией, лифом в бантах, прямоугольным вырезом и пышной юбкой со шлейфом. Нижнее платье отделывали по подолу оборками и кружевами, верхнее шили из дорогих материалов, распашные юбки подворачивали валиками. Самой модной прической был фонтанж с ниспадавшими локонами и высоким пучком на каркасе.
Рококо
Стиль рококо олицетворяла Мария-Антуанетта, чьи наряды до сих пор будоражат воображение. Фрейлины часами кружились над королевой, чтобы подготовить ее к выходу (правда, позднее она упростила утренний туалет и передала функции фрейлин горничным). На нижнюю сорочку надевали корсет и фижму (во Франции ее называли панье) — легкий каркас из китового уса, делавший юбку невероятно пышной. Следом шли нижнее платье фрепон с тесным лифом и верхнее модест пастельных тонов с прямоугольным декольте, распашной юбкой и рукавами с многоярусными воланами.
При дворе тогда носили рубашки с жабо, кафтаны жюстокоры и шелковые распашные куртки весты. Узкие штаны-кюлоты прикрывали колени, зимой поверх обуви надевали теплые гетры. К концу 18 века из Англии пришла мода на фраки и длинные сюртуки-рединготы. А вот парики постепенно теряли популярность: волосы отныне зачесывали назад, стягивали в пучок и перевязывали лентой.
Что еще почитать по теме
- Средневековье и секс: как тогда зачинали и рожали детей
- Гигиена в Древней Руси: правда ли, что мы были чистоплотнее европейцев?
- Омерзительное Средневековье: что тогда ели на богатых застольях и в бедных лачугах
Викторианская эпоха
При королеве Виктории, в 19 веке, облачение стало максимально затейливым: один лишь комплект женского белья вполне мог весить до 3 кг. Он включал:
- панталоны до колен со штанинами, не сшитыми посередине, дабы дама могла без труда посещать уборную
- льняную или хлопковую сорочку с глубоким вырезом
- плотный корсет
- нижнюю юбку с воланами и обручами
- лиф-чехол
- куполообразный кринолин
- турнюр с подушечкой, добавлявшей пикантного объема сзади
- прикрывающий бюст корсаж
И лишь затем надевали верхние платья на все случаи жизни — утренние, обеденные, чайные, вечерние, бальные, придворные, для визитов, приемов, прогулок, поездок в экипаже и верховой езды.
Мужской костюм был не в пример проще. Он состоял всего лишь из нательной сорочки, верхней сорочки с накрахмаленными манжетами, шейного платка или галстука, жилета, пиджака (сюртука, фрака или смокинга), кальсон, носков и брюк на подтяжках. В гардеробе непременно присутствовали трости, запонки, булавки для галстуков, перчатки и карманные часы на цепочках — образ джентльмена в целом стал лаконичней и элегантней.