
Пандемия разрушила туриндустрию в Венеции и других популярных городах. Но многие видят в этом шанс для переосмысления монокультурной экономики, ориентированной только на туризм. Венецианцы надеются, что им удастся выстроить новые экономические отношения, используя другие местные возможности и привлекая иностранных инвесторов. Что же изменится в городе каналов?
Пора вернуть эту землю себе
Когда-то, до того, как Венеция стала точкой притяжения для миллионов отдыхающих, у местных жителей были простые привычки — прогуливаться по городу, встречаться со знакомыми, чтобы поболтать и выпить вина. Сегодня они возвращаются: схлынули орды приезжих, и у венецианцев (особенно у потерявших работу) достаточно времени и пространства, чтобы насладиться спокойной жизнью и красотой древнего города. Вот только на вино не всегда хватает, и таверны начали обслуживать постоянных клиентов в долг.
«Я заплачу в сентябре, когда туристы вернутся. Если мы не поможем друг другу, кто поможет?» — говорит Маттео Секки, безработный консьерж отеля. Он проработал в этой сфере 30 лет: «Сколько себя помню, туризм был единственной составляющей нашей экономики, и мы думали, что это бездонный колодец, как нефть для Саудовской Аравии».
Сейчас крупные туристические центры страдают от последствий пандемии, но горожане и туроператоры считают, что кризис — это шанс переосмыслить ситуацию. «Пора вернуть этот город себе, — говорит президент ассоциации венецианских отельеров Клаудио Скарпа, — или через пару лет мы вновь будем жаловаться на толпы туристов».
Немного истории
Уникальный город веками привлекал путешественников, но рост Венеции как туристического направления совпал с ее экономическим упадком. В Средневековье город-государство был процветающим торговым и финансовым центром: Венеция, расположенная на полпути между Константинополем и Западной Европой, идеально подходила для торговли пряностями, шелком и солью. Но в 18 веке купцы предпочли Средиземноморью Атлантику, и город утратил свои позиции. Именно тогда состоятельные европейцы начали путешествовать по Италии, и к концу 20 века Венеция стала тем, что экономисты называют туристической монокультурой.
«Их слишком много»
До пандемии город ежегодно принимал около 20 млн гостей, которые приносили в бюджет 3 млрд EUR. «Туристов становилось все больше, и прежде чем мы это осознали, их стало слишком много», — отмечают эксперты. С мая по октябрь и во время карнавала передвигаться по узким улочкам Венеции было практически невозможно.
Пандемия и кризис
Полгода назад туристические потоки внезапно остановились. Путешественников стало меньше еще в ноябре из-за необычайно высоких приливов, а в феврале, когда из-за коронавируса власти отменили карнавал и закрыли границы, они и вовсе исчезли. По некоторым прогнозам, город может потерять более 1 млрд EUR, а восстановление будет медленным: даже в сезон отели ожидают только треть от обычного числа посетителей. В начале июня Италия сняла ограничения на передвижение, но туристов пока мало.
Планы на будущее
Вопрос о том, как перестать полагаться только на туризм, стоит перед венецианцами давно, но до сих пор он практически не решался: статус-кво был слишком удобным для большинства горожан. Сейчас под давлением общественности городской совет планирует ограничить доступ к историческому центру посредством системы квот и бронирований. По словам мэра Венеции Луиджи Бруньяро, власти надеются «регулировать туристические потоки, чтобы они не мешали повседневной жизни горожан». Хотельеры намерены формировать специальные «культурные пакеты» в сотрудничестве с музеями.
Вдохнуть новую жизнь в старый город пытаются и ученые местных университетов. Они считают, что для этого нужно заселить Венецию временными жителями — приглашать иностранных студентов, профессоров, предпринимателей, привлекать в город транснациональные корпорации и открывать филиалы престижных учреждений.
Впервые в Венеции освобождается место для новых проектов. «Некоторые отели придется закрыть, и в городе будет много пустующих зданий. Пришло время подумать о том, что с ними делать, — говорит Паоло Коста, бывший мэр Венеции. — До пандемии каждую идею нужно было реализовывать с оглядкой на туризм. Но теперь перед нами целый мир».