ЖурналШарим

    Ученые рассказали, как длительные авиаперелеты влияют на наш организм

     
    Ученые опровергли расхожие предубеждения, касающиеся вредности длительных перелетов, но также поделились новыми опасениями
    Екатерина Ясенская • 4 июля 2019

    Ученые опровергли расхожие предубеждения, касающиеся вредности длительных перелетов, но также поделились новыми опасениями. Оказывается, уровень радиации в полете неопасен для человека, а вот риск подхватить инфекцию от сидящих рядом пассажиров гораздо выше, чем на земле.

    Чем отличаются условия в полете от земных?

    Условия, в которых находится организм на борту самолета, необычные. Прежде всего, это пониженное атмосферное давление (примерно как на высоте 2 км). При взлете оно постепенно уменьшается, поэтому из находящихся в теле жидкостей начинает выделяться газ, возникает ощущение легкого покалывания и вздутия. Через несколько минут человек адаптируется к новым условиям и перестает ощущать дискомфорт. При посадке происходит обратный процесс: внешнее давление возрастает и начинает «давить» на барабанные перепонки.

    Большинство людей переносят эти легкие неудобства нормально, лишь младенцы выражают протест громким плачем.

    Лютый мороз за бортом тоже не ощущается: в салоне всегда поддерживают комнатную температуру. А вот уровень влажности обычно очень низкий — почти как в пустыне (порядка 20 %), поэтому в носоглотке появляется ощущение сухости и раздражения. В полете рекомендуется много пить, и не стоит стесняться просить у стюардессы воду.

    • На борту самолета
      Syahrul Hilda, Shutterstock
      /a8/hj/a8hjaby2iqogkcoss84cws800.jpg

    Гиподинамия опасна

    Но вот гиподинамия (малая подвижность) — это реальная опасность для организма, когда полет длится более 3 часов. При длительном нахождении в положении сидя пережимаются сосуды и артерии, отчего нарушается кровоток и застой лимфы. Это может привести к отеку ног и усугубить сердечно-сосудистые заболевания, болезни почек и печени. Есть вероятность обострения тромбофлебита. В группе риска: пожилые, онкобольные, люди с лишним весом и принимающие гормональные препараты. Таким пассажирам для профилактики следует обертывать ноги эластичным бинтом или носить компрессионные чулки.

    В любом случае полезно почаще вставать с мест и прогуливаться по салону.

    Сильно ли мы облучаемся?

    Что касается солнечной и космической радиации, ее влияние на тело минимально. Хотя корпус самолета не защищает от жестких лучей, объемы облучения крайне малы.

    За два 7-часовых перелета мы получаем дозу, сравнимую с рентгеном грудной клетки.

    Наиболее часто летающий пассажир в мире — бизнесмен Том Стакер налетал 30 млн км за 14 лет, и риск развития онкологии у него возрос всего на 0,5 %. Об этом написал журнал Scientific American.

    • Два самолета в небе
      /5h/lh/5hlh4gnvgn0g8gwgwkkg4gg0s.jpg

    От заложенности носа к трепанации черепа

    В больницу Перта обратился 31-летний австралиец: он жаловался на шум в ушах, заложенность носа и головную боль. Оказалось, два раза в месяц он летал на работу на самолете. При томографии головы у мужчины нашли большую полость, заполненную воздухом, — чтобы удалить его, пришлось вскрывать череп.

    Это весьма редкий случай пневмоцефалии, которая образовалась из-за частых перелетов.

    Риски эпидемии

    Из-за смены часовых поясов сбиваются биологические часы: человек устает, ему трудно уснуть. Когда он при этом напряженно работает или нервничает, накапливается стресс. Все это ослабляет иммунитет и делает организм уязвимым для инфекций. Когда инфицированный больной находится в самолете, он становится особенно опасным для соседей по салону — риск заражения гриппом, например, на 80 % выше, чем на земле. Недавняя вспышка кори в США во многом произошла благодаря приезжим из стран, где бушует эпидемия этого заболевания. Не стоит бояться тем, у кого были сделаны прививки, но небольшая вероятность оказаться рядом с носителем редкой болезни есть всегда.

    Быстрый переход наверх