
Банкротства на туристическом рынке будут продолжаться, так как перекраивание отрасли под влиянием внешних экономических обстоятельств еще не завершилось. Но оставшихся крупных игроков мы вряд ли потеряем: все, кто вызывал опасения, уже завершили свой бизнес. Таким мнением на пресс-конференции ТАСС поделился президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько.
С небольшими компаниями все сложнее: у них дела складываются хорошо, только если получилось найти и занять свою нишу, стать в ней профи. Конкуренция на массовых направлениях с серьезными туроператорами ни к чему хорошему обычно не приводит — возможности у маленьких фирм намного скромнее, пытаясь предлагать конкурентные цены, они терпят убытки. У таких компаний немного клиентов, поэтому шума из-за их закрытия не будет.
Сергей Шпилько рассказал о распространенной схеме работы некоторых операторов, при которой туристы не могут рассчитывать на выплаты от страховой компании или из фондов «Турпомощи», если с поездкой что-то пошло не так. Компании имитируют продажу туров, отдельно оплачивая отель и авиабилеты, в результате с юридической точки зрения они реализуют не турпродукт, поэтому и гарантии по услугам не работают.
Туристическая безопасность
Президент РСТ дал несколько советов туристам. Во-первых, с осторожностью относиться к дешевым турам — часто операторы демпингуют в критических ситуациях, перед банкротством, чтобы собрать как можно больше денег. Покупать туры лучше у лидеров рынка, работающих стабильно и давно. В любом случае, особенно, если компания не из топ-5 лидеров, лучше проверить: включена ли она в Единый федеральный реестр туроператоров, какая заявлена сумма гарантий при прекращении деятельности. Важно, в какой компании застрахована ответственность туроператора — уточните, все ли в порядке у этой страховой.
Янис Дзенис от имени сервиса Aviasales тоже дал рекомендации туристам относительно безопасности. По его словам, в интернете множество мошенников, выдающих себя за туроператоров и турагентов. Они предлагают дешевые билеты, туры, а потом исчезают вместе с деньгами. В периоды высокого спроса, например, перед майскими или новогодними праздниками, количество мошеннических сайтов и групп в соцсетях увеличивается в разы. Янис Дзенис рекомендует здраво оценивать предложения: цены на разных ресурсах примерно одинаковые, и в одной группе Вконтакте не могут продаваться необыкновенно дешевые билеты на другой конец света.