
Разнообразить жизнь в самоизоляции непросто: прогулки под запретом, спорт и активный отдых — под вопросом, остаются интернет и телевизор. Но есть и другие увлекательные занятия, для которых нужны только ручка и бумага. Итак, вспоминаем правила детских игр.
1. Крестики-нолики
Старинную логическую игру помнит не одно поколение школьников: ее история уходит корнями в глубокую древность, по одной из версий эту забаву придумали в Индии примерно 2000 лет назад. Игровое поле — квадрат 3 на 3 клетки, в которые каждый из двух участников поочередно вписывает либо крестики, либо нолики. Первый ход делает игрок, выбравший крестики. Побеждает тот, кто сможет построить вертикальный, горизонтальный или диагональный ряд из трех значков. Казалось бы, что может быть проще? Но на самом деле выиграть нелегко: как правило, партии заканчиваются вничью. А если состязаться на небольшом поле надоело, можно расширить его или вовсе не ограничивать. В этом случае победителем становится игрок, выстроивший линию из 5 ноликов или крестиков.
2. Морской бой
Цель этой развивающей игры — уничтожить все корабли соперника. На листе бумаги в клеточку нужно нарисовать два поля размером 10 на 10 клеток. По горизонтали их обозначают буквами, по вертикали цифрами — это координаты кораблей. У каждого участника их 10: один четырехпалубный (занимает 4 клетки), два трехпалубных, три двухпалубных и четыре однопалубных. Фигуры размещают на своем поле так, чтобы они не соприкасались сторонами и углами. На втором поле игрок отмечает подбитые корабли противника.
Чтобы сделать «выстрел», нужно назвать координаты — например, Б8. Если на этой клетке расположен корабль или его часть, противник говорит «убит» или «ранен». При верном попадании игрок получает право на повторный ход, а если он не попал, ход переходит к другому участнику.
3. Слова из слова
Чем больше компания, тем эта игра интереснее. Сначала нужно выбрать и записать сложное слово, а затем составить из его букв за отведенное время как можно больше других слов — нарицательных существительных в именительном падеже. Когда время вышло, один из участников читает свой список, а другие вычеркивают совпавшие варианты. Победителем становится игрок, у которого осталось больше всего слов.
4. Быки и коровы
Это одна из самых молодых логических игр: ее придумали сравнительно недавно, в 70-е годы прошлого века. Каждый из двух игроков загадывает существительное из 5 букв. Важное условие — ни одна буква в слове не должна повторяться. Лист бумаги делится на два столбика: в левом участник записывает загаданное слово, затем под ним — варианты соперника, в правом — свои попытки угадать чужое слово. Играющие поочередно называют свои версии из 5 букв, а противник говорит, сколько в них «быков» и «коров». Если буква стоит на том же месте, что и в загаданном слове, — это «бык», если она есть в слове, но на другой позиции — это «корова». Например, если задумано слово «ягуар», в слове «ступа» будет 1 «бык» (буква «у») и 1 «корова» (буква «а»), в слове «комар» — 2 «быка» («а» и «р»). Выигрывает тот, кто первым отгадает слово противника.
5. Виселица
В этой игре тоже угадывают слова, но задача немного проще: первая и последняя буква известны, а остальные пропущены — вместо них обычно рисуют черточки. Тот, кто отгадывает слово, произносит букву: если он прав, ее нужно вписать, а если нет, загадавший начинает рисовать виселицу с фигуркой человека. С каждой ошибкой появляются новые детали: перекладина, веревка, голова и т. д. Если участник не смог отгадать слово до того, как готова вся картинка, он потерпел поражение. Если успел — получает право загадать свое слово.
6. Балда
На листе бумаги рисуем квадрат размером 5 на 5 клеток, в центральном ряду записываем существительное из 5 букв. Участники поочередно вписывают в свободные клеточки по одной букве — так, чтобы при этом получались новые слова. Они читаются в любом направлении, но не по диагонали. Игроку присваивают очки по количеству букв в образовавшемся слове. Когда все клетки заняты или фантазия участников исчерпана, игра завершается и начинается подсчет очков: кто набрал больше всех, тот и победил. Чтобы усложнить задачу и растянуть удовольствие, можно играть на поле 7 на 7 или 9 на 9 клеток.
7. 15 вопросов
На этот раз нужно отгадать не слово, а любое одушевленное существо: человека, животное, литературного героя. Когда игроков много, они наклеивают друг другу на лоб стикеры с задуманным именем, и каждый пытается отгадать своего персонажа. Для этого участник задает наводящие вопросы, которые требуют ответов «да» или «нет»: «Я женщина?», «Я молода?» и т. д. Если ответ утвердительный, можно задать следующий вопрос, если отрицательный — ход переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто отгадает своего героя первым.