
В вузах и колледжах есть целый ряд специальностей по направлению «Сервис и туризм». Увы, мало кто из выпускников после окончания учебных заведений имеет даже отдаленное представление о реалиях профессии — знания они черпают из книг, интернета и лекций преподавателей-теоретиков. На практике получается, что для успешной деятельности в туристической сфере вообще не нужно специальное образование. Работодатели предпочитают кандидатов с опытом, а есть у них «корочка» или нет — дело десятое.
1. Гид
У гида широкий спектр обязанностей — он сопровождает группу по маршруту и берет на себя полную организацию тура на месте. Всё на нем: встреча в аэропорту, размещение, питание, переезды, поиск потерявшихся и разрешение конфликтных ситуаций. Здесь все завязано на опыте, общей эрудиции, коммуникативных навыках и стрессоустойчивости — «пакетники» бывают весьма капризными. Стать гидом может человек из любой сферы — достаточно закончить курсы.
2. Экскурсовод
Экскурсовод — тот же гид, только с узкопрофильной специализацией. Его задача — водить туристов по готовым маршрутам и рассказывать о достопримечательностях. Для освоения профессии тоже подойдут курсы, а еще нужна фантазия — придумывать интересные программы. Поэтому в вакансиях упор делается на креативность кандидатов и умение удерживать внимание аудитории. Образование — любое, часто об этом даже не упоминают.
3. Менеджер по туризму
Да, тот самый, что подбирает путевки на сайтах туроператоров и продает их конечному потребителю. Агентства-посредники все еще живы, несмотря на существование десятков сайтов-агрегаторов и прочих онлайн-сервисов. Пока людям лень или боязно брать на себя ответственность за организацию своего отдыха, менеджеры по продажам будут зарабатывать себе на хлеб. Ключевой момент — способность вести переговоры и убеждать. Наниматель хочет видеть у себя людей с опытом в туристической сфере, диплом подойдет любой — или он вообще не нужен.
4. Администратор отеля
В этой профессии в фокусе внимания — опыт и предыдущие места работы. Если в резюме кандидата значатся известные гостиничные сети, ему однозначно отдадут предпочтение перед соискателем с красным дипломом по специальности «Гостиничный сервис», но пустым послужным списком.
5. Аниматор
К массовикам-затейникам список требований минимальный. Об образовании речь вообще не идет, гораздо важнее творческие навыки, задор, умение увлечь людей. В основном в аниматоры подаются студенты и совсем молодые люди в надежде подработать в сезон — на постоянной основе этим мало кто занимается.
6. Менеджер по формированию турпродукта
Разрабатывать туристические продукты и выводить их на рынок — дело серьезное и увлекательное. Его за пару месяцев не освоишь. Но и тут не нужны дипломы о высшем образовании — достаточно колледжа, опыта в переговорах и профильных курсов повышения квалификации. На этой должности в туроператорских компаниях хотят видеть людей с познаниями в маркетинге, умеющих мыслить аналитически. А нюансам профессии в наше время обучают дистанционно.
7. Специалист по клиентскому сервису
В задачи этого специалиста входит организация комфортного отдыха клиентов — консультирование, ответы на вопросы, урегулирование конфликтных ситуаций. Главное — стрессоустойчивость и умение быстро находить решения, зачастую нестандартные. Словом, делать так, чтобы турист всегда был доволен.
Что еще почитать?
- 5 мрачноватых фактов о работе стюардесс
- Из жизни стюардесс: секреты, внештатные ситуации и прочая внутренняя кухня
- 7 неожиданных профессий, которые появятся в ближайшие годы. Да, и в туризме тоже
8. Бортпроводник
Требования к бортпроводникам — сплошная дискриминация по возрасту, внешности и состоянию здоровья. Берут только молодых, симпатичных и физически выносливых, а еще — худых и высоких. Зато диплом не нужен от слова совсем: к работе можно приступать после прохождения курсов и успешной сдачи экзаменов.