Паломничество на Ближний Восток
Более двух тысяч лет назад Святую Землю не разделяли границы современных государств, и родина христианства простиралась далеко на Восток. Охватывая территории современных Ливана и Сирии. Посетить сегодня эти страны для православного паломника — значит прикоснуться к той части христианского мира, которая скрыта от всеобщего взгляда, перенестись в те далекие времена и ощутить их атмосферу.
Один из самых важных моментов организации путешествия на Ближний Восток — выбор того, кто будет сопровождать паломников, кто будет их гидом. Маршрут паломнического тура можно ограничить посещением одной страны, например Сирии, либо объединить ее с Иорданией или Ливаном. Раньше сочетать паломничество в Сирию с посещением Святых мест Израиля было непросто: при наличии в паспорте израильской визы въезд в Сирию был достаточно проблематичен. Но теперь, с отменой въездных виз в Израиль, такой проблемы быть не должно, и можно смело предлагать комбинированные маршруты по Святым местам Израиля и Сирии.
В предыдущих статьях мы уже подробно останавливались на описании Святых мест Израиля и Иордании, а этот материал решили посвятить не менее интересным и важным для православных паломников странам — Сирии и Ливану.
Святые места Сирии
Сирия — страна, о которой все слышали, но знают лишь немногие. Страна с потрясающей историей, богатыми традициями и удивительной культурой. На этой земле оставили свои следы множество религий и народов: римляне, греки, французы, египтяне, монголы, иудеи и русские. Сирия поражает воображение путешественника: даже если человек никогда раньше не задумывался о чудесах, здесь он начинает в них верить. Кроме того, в стране приятно удивляют местные жители. Это народ, который никуда не торопится и, видимо, поэтому — никуда не опаздывает. Сразу ощущается другая культура, другой мир. Мир, который чтобы узнать, нужно научиться понимать.
Дамаск
Как правило, все паломнические поездки по стране начинаются с посещения столицы Сирии Дамаска. Это древний город, известный с 16 века до рождества Христова, неоднократно упоминавшийся в Священном Писании. Как у древних жителей Ближнего Востока, так и в настоящее время он считается одним из самых красивых и благодатных мест на земле.
Столица нынешней Сирии неразрывно связана с евангельской историей. Именно здесь произошло чудесное обращение Савла, будущего апостола Павла, к Спасителю. На одной из улиц города произошло исцеление апостола Павла: это историческое место отмечено древним церковным памятником, сохранившимся до нашего времени — храмом святого апостола Анании, который расположен под землей, в старой части Дамаска. Кроме того, в Дамаске хранится глава Иоанна Крестителя — святыня, которой поклоняются не только православные христиане, но и мусульмане.
Сайднайя
Монастырь Сайднайской Божией Матери, крупнейший в Сирии, расположен в небольшом городке Сайднайя в 30 км от Дамаска. Он возвышается над городом как неприступная крепость. Наверх к обители ведут мраморные лестницы, на ступени одной из них в 1985 году чудесным образом возникло радужное изображение Пресвятой Богородицы. Наибольший наплыв богомольцев — в сентябре, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы. В часовне монастыря хранится икона Богородицы, написанная при её жизни св. ев. Лукой.
Маалюля
Городок Маалюля в 56 км от Дамаска в горах Каламона является одним из трех оставшихся в мире селений, где говорят на языке Христа. Там находится одна из главных христианских святынь Сирии — монастырь святой равноапостольной Феклы Иконийской. Над обителью расположена пещера, в которой жила и была погребена святая Фекла, ученица апостола Павла. Паломники посещают монастырь, чтобы поклониться мощам святой Феклы, набрать воды из чудотворного источника и поучаствовать в богослужении в храме. Больше всего их прибывает в день памяти святой Фёклы 7 октября.
Также в окрестностях Маалюли паломники посещают «Пещеру отца Иосифа» (Каф-Аль-Хури-Юзеф), где проводятся христианские богослужения, а на стене неизвестный мастер изваял в камне икону Пресвятой Богородицы. Неподалеку от города расположен монастырь и храм во имя святых мучеников Сергия и Вакха. Он был построен в начале 4 века, а рядом образовался мужской монастырь. Эта обитель — одна из самых древних христианских построек, сохранившихся на территории Сирии. Кроме того, внимание паломников привлекают два древних алтаря, а богослужение в храме до сих пор ведется на арамейском языке. День празднования святых мучеников Сергия и Вакха — 20 октября, в этот день сюда стекаются сотни паломников.
Хомс
Древний город Хомс (в библейские времени — Кадеш) возник примерно в 2400 году до рождества Христова. В 59 году после рождества Христова в городе был основан храм Пояса Божией Матери. В одном из его приделов хранится величайшая святыня православной Сирии, пояс Пресвятой Богородицы. Также в Хомсе находится христианский храм во имя святого мученика Илиана, построенный на месте его погребения. А в соседнем городке Эль-Хумайра расположен православный монастырь святого великомученика Георгия Победоносца (начало 6 века), где хорошо сохранился подземный храм, в котором находится образ Георгия Победоносца и часть его пояса.
Монастырь Симеона Столпника
Еще одно важное место паломничества православных христиан — монастырь преподобного Симеона Столпника (60 км на северо-запад от Халеба). Он начал возводиться в конце 5 века, в настоящий момент от него осталась часть столпа — 12-метровой колонны, на которой св. Симеон провел 37 лет жизни.
Сергиополис
Мёртвый город в пустыне Расафа, в 160 км от Пальмиры — древний Сергиополис. Там был казнён и похоронен св. Сергей, небесный покровитель св. Сергия Радонежского. Территория города почти не затронута раскопками, но можно увидеть хорошо сохранившиеся древние стены, часть улиц и крупных зданий, в том числе частично восстановленную базилику св. Сергия, дворец Расафа и руины церкви Мар-Саркис.
Святые места Ливана
С Ливаном связано множество событий в библейской истории. Живописное величие Ливанских гор, на вершинах которых лежат белые снежные шапки, «слава Ливана» воспето в священном писании. «Кладезь живых вод», легендарный Ермон, многокилометровые подземные пещеры и многочисленные христианские святыни — все это Ливан. Говоря о нём, нельзя не упомянуть священные ливанские кедры, которые упоминаются в Библии. Именно их использовал царь Соломон во время возведения Иерусалимского храма.
Основные места, которые посещают православные паломники:
Дейр-Сейидат-ан-Нурия
Дейр-Сейидат-ан-Нурия — древнейший православный монастырь Ливана. В обители имеется чтимый образ Божией Матери, чудесно уцелевший во время пожара.
Храм св. великомученика Георгия Победоносца (Амьюн), хранящий древнюю чудотворную византийскую икону Божией Матери, которая мироточит с 1995 года.
Монастырь Кафтун
Монастырь Кафтун является одним из древнейших православных монастырей в стране. Он известен как центр переводов и копирования священных писаний и книг в средние века. В обители находится единственная древняя икона Ливана 13 века, двусторонняя: на одной стороне — Богоматерь с младенцем, на другой — Крещение Господне.
Дейр-эль-Баламанд
Дейр-эль-Баламанд входит в число крупнейших православных богословских и учебных центров Ближнего Востока. В монастыре есть иконы 17-19 веков и средневековые рукописи.
Библос
Библос (37 км от Бейрута) — один из самых древних городов мира. В городе расположен храм Божей Матери, который построен на развалинах языческого храма.
В Кане или Канна-аль-Джалиле Христос, согласно Писанию, совершил своё первое чудо: превратил на свадьбе воду в вино. Рядом с селением находятся наскальные рельефы, сделанные руками первых христиан, которые а в пещере неподалёку укрывались от преследователей. Ещё в Кане расположен так называемый Галилейский Мавзолей, священное здание, построенное из камней античного храма.
В столице Ливана, Бейруте, есть церковь св. великомученика Георгия Победоносца. Она была реставрирована и открыта на Пасхальные праздники в 2002 г.
Также паломники посещают Сарепту, где жил и совершал чудеса пророк Илия, деревню Бахмадун, где покоятся мощи Илии Карама, молитвенника за Русскую землю, а также древний собор св. Иоанна Крестителя.
Понятия и определения
- Монастырь — место подвигов монахов, соблюдающих единый устав. Под монастырем также принято понимать саму общину монашествующих. К основным должностным лицам монастыря относят настоятеля, казначея, духовника, благочинного, ризничего, эконома.
- Монашество (монах от греческого — одиночный, живущий уединённо) — образ жизни православных аскетов, посвятивших себя занятию молитвой. Монахи в России названы иноками, а монашество — иночеством.
- Анахорет — отшельник, пустынник. Так принято называть христианского подвижника, удалившегося из мира и живущего в полном уединении, всецело посвятившего себя покаянию, молитве и Богопознанию.
- Киновит — православный монах, обитатель монастыря общежитийного устава или киновии. В отличие от анахорета, он всё необходимое получает от монастыря, трудится и молится совместно с другими монахами.
- Столпник — святой подвижник, подвизавшийся на столпе: башне или высокой недоступной площадке скалы.
Благодарим за помощь в подготовке материала паломническую службу «Радонеж»