
Стоит ли рассчитывать на обед во время короткого перелета? Как получить кошерное питание? Нужно ли брать напитки с собой или стакан воды предоставит любой перевозчик? «Тонкости туризма» нашли ответы на главные вопросы о питании на борту.
Что такое бортовое питание
Бортовым питанием называют еду и напитки, которые пассажиры получают во время полета. Этой традиции больше 100 лет: первые обеды авиапассажиры получали еще в 1920-х гг. Поначалу перекусить можно было только бутербродами и снеками. После того, как в самолетах оборудовали духовые шкафы, в меню появилось горячее питание.
Позднее появились касалетки — небольшие порционные контейнеры из фольги. Их используют до сих пор: цех питания при аэропорте готовит еду перед вылетом, затем ее фасуют в касалетки и загружают в самолет. Количество касалеток всегда строго соответствует количеству проданных на борт билетов. На оборотных рейсах питание обычно загружают в аэропорту вылета в двойном объеме: на полет туда и обратно.
Когда кормят в самолете
Питание пассажиров на борту — право авиаперевозчика, а не обязанность. Это указано в Федеральных авиационных правилах. Каждая авиакомпания устанавливает свои правила. У кого-то питание включено в стоимость билета, у кого-то — предоставляется за отдельную плату. Большинство лоукостеров предоставляют в полете только напитки или воду.
Кормить в самолете начинают только после того, как борт наберет высоту 10 000–11 000 м, а командир отключит табло «Пристегните ремни». Бортпроводники нагружают тележку едой и напитками и начинают обслуживание пассажиров. На небольших самолетах работает одна тележка, на более вместительных — 2. Пассажиры могут выбрать напитки и получить еду бесплатно, если это входит в стоимость билета.
Питание пассажиров бизнес-класса организуют отдельно. Блюда сервируют на фарфоровых тарелках с металлическими приборами. Напитки подают в стеклянных бокалах, столики накрывают салфеткой или небольшой скатертью. Меню может быть как фиксированным, так и с возможностью выбора блюд — зависит от авиакомпании.
Сколько раз кормят в самолете
Количество приемов пищи и состав порций зависит от длительности рейса.
- Рейсы от 1 до 2 часов — без питания, только напитки. Обычно это вода, реже — чай и кофе, соки.
- Рейсы от 3 часов — холодные закуски и напитки. Бортпроводники предлагают сэндвичи, йогурт, выпечку, шоколад или ореховые батончики, чай, кофе, соки или минеральную воду.
- Рейсы 3–4 часа — предоставляется горячее питание. Меню зависит от времени суток: подают завтрак, обед или ужин. Обычно это мясо или рыба с гарниром, яйца, овощи и фрукты, шоколад и выпечка. Также бортпроводники наливают горячие напитки, соки и воду.
- На рейсах от 6 часов кормят дважды. Это полноценный обед, завтрак или ужин, а также перекус со снеками.
- Рейсы от 8 часов — дважды подают горячее питание и один раз перекус.
Федеральные авиационные правила предписывают предоставлять горячее питание на рейсах дольше 3 часов. Если полет длится дольше 6 часов, то кормить должны раз в 16:00 днем и каждые 6 часов ночью. Однако каждая авиакомпания вправе устанавливать свои правила по организации питания пассажиров.
Чем кормят в самолетах российских авиакомпаний
У каждой авиакомпании разное меню. Набор блюд зависит от времени суток, класса обслуживания и продолжительности рейса.
- «Аэрофлот» во время коротких рейсов (до 2 часов) в экономклассе предлагает напитки, сэндвич, шоколад, йогурт или яблоко. На рейсах длительностью от 3 часов можно рассчитывать на горячий завтрак с кашей или блинчиками, обед или ужин с мясными блюдами и гарниром. На длинных рейсах (от 7 часов) горячее питание предоставляют дважды. Еще на рейсах «Аэрофлота», которые длятся дольше 3 часов, вылетающих из Шереметьева, пассажиры старше 18 лет могут получить в дополнение к горячему питанию вино или пиво.
- S7 не кормит на коротких рейсах. На средних (до 5 часов) предлагает пассажирам сэндвичи и злаковые батончики, а горячее подает только на рейсах дольше 5 часов.
- «Уральские авиалинии» предлагают холодные закуски во время рейсов от 3 часов и горячее питание на рейсах дольше 4 часов.
- «Россия» выдает холодные или горячие закуски на коротких рейсах. При полете до 6 часов — горячее питание. Во время длинных перелетов (от 7 часов) предлагают горячие завтраки и обеды или обеды и ужины, а также холодные и горячие закуски.
- Авиакомпания Nordwind предоставляет горячее питание в экономклассе только во время средних и дальних рейсов дольше 5,5 часа.
- «ЮТэйр», «Победа» и Smartavia пассажиров не кормят.
В бизнес-классе питание предоставляют даже на коротких рейсах. Обычно это напитки, ассорти закусок и горячее блюдо по меню на выбор.
Чем кормят в самолетах зарубежных авиакомпаний
Сейчас рейсы в Россию совершают около 40 зарубежных авиакомпаний: Turkish Airlines, Air China, «Белавиа», Georgian Airways, Uzbekistan Airways и другие.
- Белорусская «Белавиа» на коротких рейсах предлагает пассажирам сэндвичи с горячими или холодными напитками или зефир с чаем или кофе. На рейсах в Стамбул, Шарджу и Сочи в экономклассе накормят горячим обедом: это курица или говядина с гарниром.
- У грузинской Georgian Airways в экономклассе пассажиры получают бутерброды с сыром или ветчиной и напитки. В бизнесе: салаты, сырная тарелка, горячее из мяса, птицы или рыбы, хачапури и грузинское вино.
- Китайская Air China во время долгих перелетов кормит завтраком из овсянки, мясным обедом с рисом или лапшой. На коротких рейсах в экономклассе пассажиры получают китайский пирог или сэндвич, а также йогурты и фрукты. Также на рейсах разливают пуэр, улун, жасминовый, зеленый и белый чай.
- Турецкая Turkish Airlines во время международных рейсов подает пассажирам завтрак из яиц, кашу и сыр или ужин из турецких закусок, блюд на гриле и пасты. На коротких внутренних рейсах пассажиры экономкласса получают напитки и сэндвичи.
- Узбекская Uzbekistan Airways кормит на рейсах от 2 часов. Пассажиры получают овощной салат, горячее из мяса, выпечку и напитки. На рейсах от 6 часов к рациону добавляется мясная закуска, а на рейсах от 8 часов — десерт.
Что такое специальное питание и как его выбрать
Специальное питание — это меню, разработанное в соответствии с религиозными убеждениями, медицинскими ограничениями и личными предпочтениями пассажира в питании. Например, есть наборы еды для мусульман, диабетиков, вегетарианцев.
Специальное питание готовят под заказ и обычно приносят до того, как бортпроводники начинают обслуживать других пассажиров. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) разработала 20 видов специального питания, в том числе без молочных и мясных продуктов, без специй и пряностей, детское (для грудничков и малышей), халяль и кошерное. Специальное питание обычно можно заказать только на рейсах, которые длятся дольше 3–4 часов. Чаще всего это бесплатная услуга.
В «Аэрофлоте» на рейсах из Москвы доступны все виды специального питания без доплаты. На рейсах из других городов — ограниченный ассортимент. Кроме того, авиакомпания предлагает на заказ особый тип питания — «Русское», в котором пассажиру предложат традиционные блюда русской кухни. Nordwind предлагает только детское и вегетарианское питание. S7 — вегетарианское, детское, рыбное и мясное меню за отдельную плату. У «Уральских авиалиний» заказ специального питания — тоже платная услуга. Можно выбрать детское, вегетарианское, рыбное меню или сеты блюд национальной кухни.
Частые вопросы
Как узнать, будут ли кормить в самолете?
Уточнить, будет ли питание, можно на горячей линии или на сайте авиакомпании. Лоукостеры («Победа», Smartavia, «Азимут») бесплатно предлагают пассажирам только воду. Однако питание можно заказать за отдельную плату во время онлайн-регистрации или при покупке авиабилета.
Можно ли взять в самолет свою еду?
Правила авиаперевозок запрещают брать с собой жидкости и гели в таре объемом более 100 мл. С собой можно взять овощи и фрукты, ореховые батончики, сладости, сухарики или домашние бутерброды. Все продукты должны быть упакованы или находиться в пищевых контейнерах. Это касается также фруктов и овощей. Детское питание чаще всего можно брать в самолет без ограничений, но лучше уточнить на сайте авиакомпании, нет ли у нее особых требований к провозу детского питания в ручной клади.
Можно ли попросить добавку во время раздачи питания?
Да, такая возможность есть в случае, когда питание включено в стоимость билета. Если кто-то из пассажиров не явился на рейс или отказался от еды, пассажир может получить добавку.