
Этикет регламентирует наше поведение практически везде — на работе, на отдыхе, в транспорте, в ресторане. Даже такая простая вещь, как поход за покупками, тоже требует соблюдения ряда норм, которые, впрочем, нарушают на каждом шагу. Занудные «Тонкости» рассказывают, как правильно стоять в очереди, примерять одежду и тестировать косметику — особенно если вы находитесь за границей и не знаете языка.
1. Не здороваемся
Входя в магазин с индивидуальным обслуживанием, нужно поздороваться с продавцом. На крупные супермаркеты это правило, естественно, не распространяется, но на приветствие кассира или продавца ответить все же следует. Эта простая любезность так и не вошла в привычку в России и других странах постсоветского пространства, зато покупатели часто обращаются к персоналу по-свойски, на «ты», игнорируя еще одно правило этикета.
2. Задерживаем очередь
Громкие разговоры по телефону, долгие задушевные беседы с кассиром, поиски карточки на дне сумочки — все это затягивает ожидание в очереди, а тратить время других покупателей не слишком-то вежливо. Так что лучше ненадолго забыть о том, что отвлекает от покупок, и заранее приготовить карту или кошелек — те, кто стоит в очереди позади, будут вам благодарны.
3. Нарушаем дистанцию
Как и в любом общественном месте, в магазине важно уважать личное пространство окружающих. При входе в помещение нужно сначала пропустить выходящих, а в очереди не стоит дышать друг другу в затылок или заглядывать в чужую корзинку — этикет предписывает держаться не менее чем в полуметре от других покупателей.
4. Пробуем еду
Прежде чем купить пакет печенья или конфет, так и хочется попробовать одну штучку — а вдруг они невкусные? Самые нетерпеливые открывают коробку сока или шоколадку по дороге к кассе и только потом расплачиваются. И то, и другое запрещает не только этикет, но и закон: весь неоплаченный товар — собственность магазина, и покупатель может пользоваться им только после оплаты. В одних магазинах закрывают глаза на такое поведение, но в других вполне могут оштрафовать.
5. Примеряем одежду в зале
Как бы вы ни спешили, не стоит устраивать примерку на глазах у публики — для этого есть примерочные. Исключением может быть верхняя одежда, но только при том условии, если в магазине достаточно просторно и торопливый покупатель никому не помешает в процессе.
Что еще почитать по теме
- 7 современных русских традиций, которые озадачивают европейцев
- Непростительные жесты: что мы делаем и даже не замечаем, а это невежливо
- Туалетные традиции мира: исчерпывающий гид по этикету в уборной
6. Тестируем парфюм на себе
Бесплатные тестеры косметики и духов — вовсе не повод делать макияж или обливаться духами в магазине, как думают предприимчивые красотки в разных странах мира. Даже жительницы Парижа перед свиданием могут заскочить в Sephora и подкраситься тестерами люксовых брендов. С точки зрения этикета — это признак плохого воспитания. Чтобы протестировать косметику, можно нанести небольшое количество на тыльную сторону ладони, а парфюм — на бумажные тест-полоски.
7. Торгуемся
В магазинах торговаться не принято — это, казалось бы, общеизвестное правило этикета нарушают довольно часто. «Желание сэкономить 3 рубля на телевизоре за 700 долларов выглядит глупо, оно ставит в неловкое положение персонал, который вынужден объяснять очевидные вещи. Мы же не можем предоставлять скидки на товары всем, кто нам понравился», — жалуются продавцы из Беларуси.