
Авиабизнес — дело довольно затратное. Чтобы выйти на этот рынок и конкурировать на нем, нужны миллиарды долларов. Например, стоимость одного самолета Boeing линейки 777 может доходить до 400 миллионов USD. Гиганты отрасли вроде Emirates или American Airlines могут позволить себе такие траты, а вот для небольших компаний или тех, кто только начинает свою деятельность, подобные суммы неподъемны. Так где же они берут деньги?
Все очень просто. Авиакомпании не покупают воздушные судна, а арендуют их. Более половины современных самолетов принадлежат не перевозчикам, а крупным банкам или лизинговым организациям, которые таким образом вкладывают свои средства. Абсолютным мировым лидером по количеству находящихся в собственности самолетов является американская корпорация International Lease Finance Corporation. Ее авиапарк состоит более чем из 800 самолетов Boeing и Airbus. Это больше, чем у компаний Air France, Lufthansa и British Airways вместе взятых.
При мокром лизинге авиакомпания получает воздушное судно вместе с экипажем, а арендодатель полностью обеспечивает техническое обслуживание и страхование самолета. Такие договоры, как правило, заключаются на короткий срок (от 1 месяца до года) и используются во время пиковых сезонов перевозок, например, летом. Таким образом, авиаперевозчики могут увеличить выручку и при этом не тратиться на содержание и обслуживание большого авиапарка. Мокрый лизинг часто используется по политическим причинам. К примеру, компания EgyptAir не имеет права летать из Египта в Израиль. Вместо нее рейсы из Каира в Тель-Авив выполняет компания Air Sinai.
Поиск дешевых авиабилетов
По договору сухого лизинга авиакомпании получают только самолет, без экипажа, страховки и наземного обслуживания. Сухой лизинг применяется на более длительный срок, при этом все риски, связанные с эксплуатацией воздушного судна, перевозчик берет на себя.