Высокие технологии, фантастическая мода, безбашенные развлечения — Стране восходящего солнца есть чем по-настоящему удивить гостей из-за границы, но многие иностранцы до сих пор пребывают в плену дремучих стереотипов. Каждый японец наизусть знает кодекс самураев, запивает суши теплым саке, а проблемы решает с помощью харакири — такой карикатурный образ жив даже в 21 веке, хотя и далек от действительности. Устаревшие и ошибочные, но невероятно устойчивые ассоциации с Японией и японцами — в подборке «Тонкостей».
1. Гейша
В мечтах туристов Япония населена юными и прекрасными гейшами, тонко чувствующими мужскую душу и готовыми буквально на все. На самом деле такое чудо сейчас придется поискать: популярная в 18–19 столетиях профессия уходит в прошлое, и сейчас в стране со 125 млн жителей не наберется и тысячи гейш. Причем этим древним искусством занимаются не молоденькие девушки, а вполне зрелые женщины, а их доступность — это, пожалуй, самое большое заблуждение.
2. Самурай
Если в Японии и встретишь самурая, то разве что на уличном представлении или экскурсии: воины с непроницаемыми лицами и мечами за поясом остались в эпохе Эдо. Их отстранили от власти и лишили всех привилегий в ходе реформ императора Мэйдзи, и последние самураи ушли в историю еще в конце 19 века. А вот воинственные постулаты самурайского кодекса бусидо продержались до конца Второй мировой.
3. Харакири
Это слово в Японии вообще лучше не произносить: ритуальное самоубийство здесь обычно называют не харакири, а сэппуку. Иероглифы одни и те же («резать» и «живот»), но последовательность разная, и смысл тоже: первый вариант звучит для японцев примерно как «коньки отбросить», а второй — «благородно уйти из жизни».
Даже в Средневековье сэппуку не было столь массовым явлением, как это показывают в голливудских фильмах, а окончательно его запретили в 19 веке, после установления постоянных контактов с европейцами. Впрочем, к жестокому ритуалу, случалось, прибегали и гораздо позже: в 1970 г. покончил с собой известный писатель Юкио Мисима, в 2001 — дзюдоист Исао Инокума.
4. Кимоно
Кимоно — вовсе не одежда на каждый день и все случаи жизни, как думают многие. Чаще всего его носят женщины в возрасте и профессиональные борцы сумо, а остальные надевают лишь по праздникам и на официальные церемонии. Для будней же есть деловые костюмы, вещи в стиле кэжуал или упрошенная версия кимоно — юката, легкая летняя одежда из хлопка и без подкладки.
Что еще почитать?
- Что думают японцы о русских: 2 заблуждения и 3 факта
- Торчащий клык, темное лицо и кукольные платья: 5 модных трендов в Японии
- 9 причин, по которым жить в Японии хуже, чем в России
5. Саке
Национальный горячительный напиток часто называют рисовой водкой, но это не так — по способу производства он ближе всего к хересу, а его крепость не превышает 22 %.
При всей своей аутентичности, саке — далеко не самое популярное местное спиртное: чаще всего японцы употребляют пиво. Не отказываются они и от сливового вина, джина и виски. Последнее, кстати, они научились производить на весьма достойном уровне: японские сорта виски котируются во всем пьющем мире.