ЖурналИнтервью

    Грант Бабасян: Абсолютно нормально, если сегодня человек посетит Самарскую область, а завтра поедет в Барселону

     
    О том, каковы основные точки роста индустрии путешествий в России и какие регионы наиболее привлекательны для массового туриста, «Тонкости туризма» узнали у Гранта Бабасяна — члена оргкомитета конкурса «Мастера гостеприимства», президента Общенационального союза индустрии гостеприимства и генерального директора комплекса Mriya Resort & Spa.

    В последние годы в России активно развивается туристическая отрасль. Немаловажную роль в этом сыграло проведение двух международных спортивных мероприятий — Зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи и Чемпионата мира по футболу 2018 г. В российских городах открываются новые отели, необычные музеи, приводятся в порядок объекты культурного наследия, парки и заповедники. Не так давно Москва и Санкт-Петербург стали лауреатами престижной международной награды World Travel Awards. С другой стороны, у туризма в нашей стране еще есть огромный потенциал для развития.

    О том, каковы основные точки роста индустрии путешествий в России и какие регионы наиболее привлекательны для массового туриста, «Тонкости туризма» узнали у Гранта Бабасяна — члена оргкомитета конкурса «Мастера гостеприимства», президента Общенационального союза индустрии гостеприимства и генерального директора комплекса Mriya Resort & Spa.

    Туризм — один из самых динамично развивающихся секторов экономики в мире. В России, в силу о=пределенных причин, развитие этой отрасли началось сравнительно поздно, когда туристическая карта мира уже сложилась. Пляжный отдых — это Турция, Таиланд, Мексика, культурно-познавательный туризм — Европа. А в каких направлениях, на ваш взгляд, может занять лидирующие позиции наша страна?

    Россия легко может стать одним из лидеров культурно-познавательного туризма. У нас очень много музеев и культурно-исторических объектов. Идей для таких маршрутов можно найти огромное количество, поэтому это направление приоритетное для нас. Пока эта модель хорошо работает в Москве и в Санкт-Петербурге.

    Пляжный туризм мы тоже можем успешно развивать, в том числе лечебно-оздоровительный отдых, который зародился у нас еще в советское время. Безусловно, эту сферу необходимо модернизировать, ведь санаторно-курортный отдых тоже может вывести нас в лидеры.

    Не стоит забывать и про событийный туризм. Фестивали, форумы, концерты — все это сейчас активно развивается. А еще добавить спортивные события: заплывы, забеги и так далее.

    Ну и на 4-м месте — школьный туризм, отдых учащихся со всего мира. Здесь мы видим потенциал, чтобы выйти в лидеры, завязав все на культурно-познавательном туризме. Мы сможем правильно позиционировать страну среди молодежи из разных уголков планеты. Они увидят собственными глазами, что Россия — не совсем та страна, которую им «подают».

    В нашем обществе есть стойкое убеждение, что при прочих равных между поездкой за рубеж, например, в ту же Турцию, и поездкой по России лучше выбрать первое. Как можно преодолеть это предубеждение?

    Эту ситуацию может изменить только качество услуг. И надо начинать это делать уже сейчас — за счет маркетинга впечатлений, сарафанного радио. При этом люди могут посещать разные уголки мира, туристов хватит на всех. Абсолютно нормально, если сегодня человек отправится Самарскую область, а завтра — в Барселону. Туристы едут туда, где развита инфраструктура. Поэтому мы должны работать над своими продуктами и за 5-7 лет поменять эту ситуацию. У людей, которые много где побывали по миру, есть большой запрос на внутренний туризм, на посещение регионов России.

    Три самых популярных направления как внутреннего, так и въездного туризма — это Москва, Петербург и Сочи. Какие еще локации и регионы вы бы назвали наиболее перспективными?

    На самом деле в нашей стране очень много интересного. Я бы выделил Самарскую область. Там огромное количество музеев, объектов исторического наследия, есть национальный парк «Самарская Лука» для любителей эко-туризма.

    Очень интересное направление — Татарстан с мультикультурной столицей Казанью. Также набирает популярность Горный Алтай. С другой стороны, раскрывается Северный Кавказ, который сегодня интересен далеко не только как здравница, но и как объект для культурно-познавательного туризма и как центр спортивных развлечений.

    Еще я бы назвал Великий северный путь, так называемые арктические регионы и различные знаковые места, например, озеро Байкал, Камчатку и так далее.

    В общем, можно назвать порядка 15 направлений, но по многим из них еще требуется выстраивать сервис.

    Продолжая тему регионального туризма. В уже упомянутых Москве, Петербурге и Сочи туристическая инфраструктура сложилась. В других регионах дело с этим обстоит хуже. Какие меры необходимы для того, чтобы сделать их центрами притяжения для туристов?

    Ключевая мера — транспортная доступность, стоимость проезда и регулярность транспортного сообщения. Второе — качество продуктов и сервиса внутри конкретного региона. Сейчас оно зачастую ниже среднего. Как попасть в туристическое место, есть ли информационные центры, карты, на каком уровне готовность объекта принимать людей — вот лишь некоторые аспекты, о которых нужно подумать. То есть необходимо работать с бизнесом в регионах с точки зрения формирования комплексных продуктов и информирования о них туристов.

    Если мы говорим про внутренний туризм, то на каких туристов в первую очередь делается ставка?

    Я думаю, сейчас важно сделать акцент на массового внутреннего туриста. Потому что у нас в принципе все очень неплохо в разных регионах для VIP-клиентов. Если ты хорошо обеспечен, ты можешь прилететь, тебя встретят на вертолете, организуют люксовую виллу и устроят индивидуальную экскурсию. Конечно, это неплохой заработок для бизнеса, но нам важен и массовый турист. А для него, повторюсь, необходимо сформировать различные туристические продукты.

    Летом этого года был создан Общероссийский союз индустрии гостеприимства. Вы являетесь его президентом. Расскажите, для чего нужна эта организация?

    Вопрос создания такой организации, которая бы объединила все направления сферы гостеприимства, назрел достаточно давно. Сначала мы апробировали эту историю в рамках полуострова Крым. Союз стал своего рода «единым окном» для того, чтобы бизнес мог решать проблемы, в том числе привлекая государство.

    После того, как получилось организовать все это в Крыму, мы решили создать общенациональный союз, который объединял бы всю отрасль. Так у нас появилась возможность работать глобально со всей индустрией, а не с одним узким направлением. На данный момент в Общенациональном союзе индустрии гостеприимства состоят около 2000 организаций.

    Каковы сейчас задачи Союза?

    Первая и самая главная задача — развитие внутреннего и въездного туризма. В первую очередь, конечно, внутреннего регионального. Есть много разных стоп-факторов, мешающих его развитию, и задача Общенационального союза — за 5 лет попытаться от них избавиться.

    Помимо Союза вы возглавляете санаторно-курортный комплекс Mriya Resort & Spa, который неоднократно получал престижные международные премии в сфере туризма. Как бы вы обозначили слагаемые своего успеха?

    Первое и самое главное — это команда. Второе — партнеры, с которыми мы работаем по каждому из направлений. И третий фактор — мы любим свое дело и ставим перед собой самые-самые высокие задачи.

    С каждым днем туристы становятся все более и более взыскательными: путешественникам уже недостаточно просто свежего ремонта в номерах, чистого пляжа и хорошей кухни в ресторане. Каждая поездка в первую очередь рассматривается как способ получить новый уникальный опыт. Что с этой точки зрения делается в Mriya Resort & Spa? Каковы фишки комплекса?

    Мы сделали ставку на семейный отдых и стараемся каждый раз удивлять наших гостей. Два года назад у нас открылся парк «Дримвуд», а в прошлом году появилась клиника. Новые проекты, которые видят гости, — это самый главный залог успеха. Плюс к этому, каждый член семьи отдыхающих может найти для себя свой продукт, под это и заточена наша команда.

    В туристической индустрии, как и в любой другой, многое зависит от кадров. Где и как вы ищете кадры для Mriya Resort & Spa?

    Наш кадровый отдел в первую очередь ориентирован на местных ребят из Крыма, но также ищем специалистов и в других регионах, и за рубежом. Здесь очень важный фактор — что дает работодатель работнику помимо зарплаты. Мы предлагаем хорошую работу и интересные задачи, даем возможность сотрудникам развиваться и расти по карьерной лестнице. У нас есть своя академия, мы их обучаем. Социальный пакет, кружки для детей — это все тоже имеется. Когда ты стараешься создать для коллег хорошие условия, запускается сарафанное радио о тебе как о хорошем работодателе. Это нам помогает качественно набирать персонал.

    Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для развития кадрового потенциала туристической отрасли в целом в России?

    Для развития кадрового потенциала нужно сделать несколько вещей. Прежде всего, нам нужны новые правильные образовательные программы в вузах, колледжах и организациях, которые учат людей работать в индустрии гостеприимства. Сейчас речь не только про высшее образование, не только про управленцев.

    На каждом этапе, помимо того, что ты учишь официанта быть официантом и сервису, ты должен ему объяснить, что его ждет: как работают те или иные процессы, почему не нужно спешить, почему он должен отработать некоторое время, в какую сторону он может развиваться. Почему путь от официанта до администратора ресторана занимает не полгода, а полтора-два, три, четыре? Нельзя просто сухо давать какие-то знания. Также необходимо увеличивать часы практики.

    А еще нам нужно поднимать престиж профессий, входящих в индустрию гостеприимства. Чтобы они не воспринималась как временный шаг, куда идут работать, заполняя некую паузу. Если мы со школьных лет будем прививать такое понимание, ситуация изменится. Люди будут совсем с другим настроением идти учиться в индустрию гостеприимства и по-новому планировать свое дальнейшее развитие.

    Один из способов — конкурс «Мастера гостеприимства», который мы организуем совместно с президентской платформой «Россия — страна возможностей».

    Расскажите подробней об этом конкурсе. Для чего он был запущен?

    Мы соберем талантливую молодежь со всей России. Профессионалы и начинающие специалисты смогут реализовать свои идеи, получить советы от наставников конкурса.


    Кто может принять участие в конкурсе?

    Конкурс ориентирован абсолютно на всех: заявку могут подать как уже состоявшиеся специалисты, так и начинающие работники, студенты. Главное условие — российское гражданство и возраст старше 18 лет.

    До 20 декабря проходит первый этап: нужно загрузить на сайте видеоролик о своем любимом месте в России. После этого конкурсанты пройдут тестирование, с помощью которого будут оцениваться их знания и навыки. Затем состоятся полуфиналы в регионах, где участники представят свои проекты. Завершится конкурс в апреле 2020 г. 25 лучших финалистов пройдут образовательный модуль в Сколково.

    Мы рассчитываем, что «Мастера гостеприимства» будут работать как социальный лифт, и совсем скоро мы увидим их в лучших отелях страны, в органах государственной власти, занимающихся вопросами туризма и других сферах. Это и есть наш кадровый потенциал, золотой запас, который станет одной из отправных точек для развития отрасли гостеприимства в нашей стране.

    Тонкости ТуризмаТонкости Туризма
    Быстрый переход наверх