Они радуют глаз, поражают воображение и заставляют полюбить неизвестный город с первого взгляда: для тех, кто путешествует по России на поездах, знакомство с новыми местами начинается именно с вокзала, а первое впечатление, как известно, — самое сильное. 7 архитектурных шедевров на железной дороге — в подборке «Тонкостей».
7. Ярославский вокзал в Москве
Один из красивейших вокзалов столицы был открыт еще в 1862 г., а в начале 20 века его реконструировали по проекту Федора Шехтеля — отца русского модерна. Ярославский вокзал строили как ворота на Русский Север: в фантастической архитектуре ассиметричного сооружения смешались черты неорусского стиля и северного модерна, а фасад украшают панно с фигурками моржей, белых медведей и чаек. Отсюда начинается самая длинная железная дорога в мире — Транссибирская магистраль.
6. Витебский вокзал в Санкт-Петербурге
Этот изящный образец модерна по праву заслужил звание самого киногеничного вокзала страны: здесь снимали «Приключения Шерлока Холмса», «Вокзал для двоих» и многое другое. Кованые балконы, лифты, лестницы и фонари, витражи и лепнина, совы на часовой башне — деталями можно любоваться бесконечно. Здание возвели в 1904 г. на месте первого российского вокзала, построенного для Царскосельской железной дороги, а к ее 170-летию в одном из залов установили памятник создателю магистрали — инженеру Францу Герстнеру.
5. Вокзал Великого Новгорода
Это тот самый случай, когда вокзал стал визитной карточкой города: снаружи аккуратное белое здание стилизовано под новгородские и псковские памятники, а внутри напоминает царские палаты. Старый деревянный вокзал сгорел во время войны, новый строили в 1950-х, параллельно с восстановлением старинных храмов, используя практически те же материалы и технологии, что и зодчие далекого прошлого. А поскольку автор проекта раньше предпочитал конструктивизм, в итоге получился уникальный синтез неорусского стиля и авангарда. В облик привокзальной площади не вписывался только памятник Карлу Марксу, но в 1995 г. его сменил бюст Александра Невского.
4. Центральный вокзал Казани
Грандиозное сооружение из красного кирпича с башенками, шпилем, ажурными окнами и фонарями больше похоже на старинный замок и внутри поражает не меньше, чем снаружи: 9-метровые потолки, отделка из мрамора и гранита, лепной орнамент. Главный вокзал Казани открыли в 1893 г., а почти 100 лет спустя он пережил масштабную реставрацию. У входа установили скульптуры белых барсов, площадь перед зданием выложили брусчаткой и украсили фонтаном. Особенно эффектно и романтично вокзал выглядит в сказочной вечерней подсветке.
3. Вокзал Симферополя
Светлое и воздушное здание построено из белого инкерманского известняка и искусно вписано в ландшафт южного города, а особенную легкость ему придают длинные арочные галереи. Во внутреннем дворе, напоминающем Итальянский дворик Ливадийского дворца, журчит фонтан, стройную часовую башню украшают 4 циферблата со знаками зодиака, на крыше возвышается ротонда со шпилем и пятиконечной звездой.
2. Красноярский вокзал
Практически каждый крупный город Сибири может похвастаться великолепным старинным вокзалом, но волшебное здание в Красноярске воссоздали по современному проекту, практически выстроив его заново. Симметричный комплекс с огромным центральным куполом отделан мрамором и украшен гранитными колоннами, а внутри облицован цветными каменными плитами, так что его вполне заслуженно называют вокзалом-дворцом. Ансамбль привокзальной площади дополняют музыкальные фонтаны и высокая стела с геральдическим львом.
1. Станция «Слюдянка»
Маленькая станция, затерянная в сибирской тайге, вполне может соперничать с признанными шедеврами: это единственный в мире вокзал, полностью созданный из мрамора. Своим появлением поселок Слюдянка обязан строительству Кругобайкальской железной дороги, а здание вокзала возвели по проекту итальянского архитектора Бонди в 1902-1904 гг. В качестве материала выбрали нешлифованный байкальский мрамор, белый и розовый.