
Одно из самых загадочных преступлений 20 века — захват гражданского самолета Boeing 727-51 неким Дэном Купером. Угонщик провернул дело без единой ошибки. Все было спланировано настолько безупречно, что спустя почти 50 лет спецслужбы не могут не только отыскать его следов, но и ответить на вопрос — а кем же он был в реальности?
Круче, чем в кино
Человек, представившийся Дэном Купером поднялся на борт самолета авиакомпании Northwest Orient Airlines 24 ноября 1971 г. в числе других пассажиров. Это был совершенно рутинный регулярный рейс накануне Дня благодарения по маршруту Портленд — Сиэтл, полчаса в пути. Никто не ожидал чего-то экстраординарного.
А чтобы бортпроводница не сомневалась в его намерениях, продемонстрировал нечто внутри чемодана с проводами и аккумуляторами. Угонщик потребовал 200 тыс. долларов в мелких купюрах, 4 парашюта и дозаправку в Сиэтле с целью продолжения полета. При этом вел он себя сдержанно, спокойно, шутил и периодически заказывал виски.
Лайнер сел в Сиэтле
Когда лайнер приземлился в Сиэтле, Купер отпустил всех пассажиров и одну стюардессу в обмен на деньги и парашюты, которые ему передал сотрудник аэропорта. Следующим пунктом назначения он определил Мехико. При этом пилоты должны были лететь на скорости не более 350 км/ч и на высоте 3000 м — минимально возможные показатели для полета. Угонщика предупредили, что до Мексики с таким объемом горючего не долететь. Требовалась еще одна дозаправка, с чем он незамедлительно согласился.
Вскоре после взлета Купер приказал всему экипажу запереться в кабине пилотов и не выходить оттуда до посадки, а сам открыл кормовой трап и выпрыгнул в неизвестность, прихватив деньги. Причем сделал он это так, что летчики сопровождавших борт истребителей ничего не заметили.
Поймай меня, если сможешь
Полиция и ФБР тщательно прочесывали местность предполагаемого приземления Дэна Купера и обследовали каждый сантиметр угнанного им Boeing 727-51, но нашли только сумку из-под парашюта, галстук и, спустя несколько лет, ветхие 20-долларовые купюры на берегу реки ниже по течению от предполагаемого места прыжка. Больше ничего.
ФБР подтвердило, что это часть выкупа, и, казалось бы, такая находка подтверждала самую печальную для угонщика версию: он не пережил попытки десантирования. Но! В одной из пачек не хватало десяти купюр, при том, что на всех пачках сохранились и скреплявшие их резинки, и тот порядок банкнот, в котором они были сложены изначально. Кроме того, эксперты установили, что найденные деньги провели в воде не больше года, а также обнаружили на них микроскопические диатомовые водоросли, цветущие только весной — и это указывало на то, что пачки попали в воду не раньше, чем через 4 месяца после инцидента с угоном. Так что загадок в итоге стало еще больше.
Другой вывод экспертов
Дэн Купер прекрасно разбирался в устройстве самолетов и знал, как ему катапультироваться максимально безопасно — не зря он выставил требование лететь с низкой скоростью и на предельно малой высоте. Свою стратегию он тоже продумал до мелочей, специально выбрав короткий получасовой рейс, чтобы власти не успели сориентироваться и поднять всех на уши. Относительно скромна сумма в 200 тысяч долларов тоже не случайна — деньги доставили быстро, а его не приняли за «профессионального» террориста, который потребовал бы не меньше миллиона. Хотя, справедливости ради, тогда это была тоже очень немаленькая сумма, эквивалентная по покупательской способности нынешним 1,39 млн долларов.
Угонщик получил мировую известность, а самые отчаянные поклонники неоднократно пытались повторить его «подвиг», но все понесли наказание по закону. О нем писали книги и снимали фильмы, а сегодня он кажется почти легендой.