Если внезапно перенестись прямо на главную площадь городка Нефтяные Камни, он покажется самым обычным населенным пунктом. Подумаешь, название необычное. Вон, у поселков Хохотуй, Палево и Чуваки — еще похлеще. А так вполне себе типичное поселение: школа, больница, общежития, футбольное поле, парк. Главное — не смотреть чуть дальше, туда, где у обычных городов начинается окраина, с неизбежными сельскими домишками и лесами-полями. Потому что у Нефтяных Камней вместо всего этого — волны Каспийского моря, в десятках километров от материка. И нет, это не остров, а кое-что гораздо более интересное.
Советская авантюра
Нефтяные Камни стали самой настоящей авантюрой для тогда еще существовавшего Советского Союза. Но не ввязаться в нее было нельзя: слишком много нефти скрывало в себе Каспийское море. Нужно было придумать, как достать со дна «черное золото». И придумали, еще за 50 лет до появления Нефтяных Камней. В 1896 г. горный инженер Згленицкий предложил разрабатывать азербайджанские морские месторождения, строя платформы на сваях. В тот год руководство страны от рискованной идеи отказалось, но в 1946 г. к ней вернулось, отправив к будущим Нефтяным Камням (тогда они назывались Черные Камни) экспедицию Академии наук АзССР.
Академики подтвердили: запасов миллионы тонн, глубина дна позволяет — нужно бурить. Сказано — сделано: в 1949 г. в Нефтяных Камнях добыли первую нефть. Тогда же будущий городок и получил свое нынешнее название. Однако места для нормальной работы, а тем более жизни в нем явно не хватало. Придумали вот что: пригнали отслуживший свое корабль «Чванов», наполовину затопили его, а в каютах разместили работников. Идея сработала, и к «Чванову» добавили еще несколько судов, которые образовали первый «поселок» — «Остров семи кораблей». Позже на него насыпали дамбу, положили бетонную подушку и возвели на этом укреплении первые деревянные дома.
Город в море
В 1950-х гг. «металлических островов» в городке было несколько, их решили соединить эстакадами на деревянных сваях. Сегодня протяженность таких «дорог» в Нефтяных Камнях составляет целых 350 км. Всего же платформ более 200, а сваи давно не деревянные. Движение по эстакадам однополосное, ходят автобусы и машины, но в отдаленные части поселка нефтяников забрасывают вертолетами. «Вертушки», а также теплоходы и паром по сей день считаются главным средством связи с берегом.
Хрущев посетил «столицу Каспийского шельфа» в 1960 г., и буровики пожаловались ему, что плыть до рабочего места приходится по 8–13 часов, а спать чуть ли не на открытом воздухе. Никита Сергеевич строго посмотрел на кураторов проекта — и в скором времени над поселком порхали «железные птицы» и раздавались команды строителей: морской городок обзавелся вертолетной площадкой, блочными общежитиями, техникумом, парком, хлебозаводом и даже лимонадным цехом.
- Фото: reddit.com
В городе действуют сухой закон и полный запрет на курение. При этом работники буровых (а их около 2000 человек) не живут в Нефтяных Камнях постоянно: вахтовики сменяются каждую неделю, смены длятся по 10–12 часов. Если разыгрался шторм, придется задержаться еще на семь дней. А штормы, хоть и редко, здесь случаются. Самый жуткий, 12-балльный, зафиксирован в 1956 г., когда обычно спокойный Каспий обрушился на Камни огромными волнами. Они смели 4 км эстакад и 8 площадок, погибли 22 нефтяника. После этого сваи подняли на высоту почти в два раза больше первоначальной, а в память о погибших установили мемориал.