ЖурналПолетели

Зачем на самом деле нужны ремни безопасности в самолете

 
Скептики возражают: в случае авиакатастрофы ремни вряд ли повысят шансы на выживание.

Пилот объявляет готовность к взлету, внимательный взгляд стюардессы скользит по рядам, пассажиры безропотно щелкают ремнями безопасности. Таковы правила, да и как-то оно так спокойнее, правда? Правда, скептики возражают: в случае авиакатастрофы это вряд ли повысит шансы на выживание. Авиаторы вносят ясность: ремни — штука многофункциональная, и без них действительно не обойтись во время взлета, полета и посадки.

На старте

Когда самолет разгоняется, всех сидящих в салоне автоматически пригвождает к креслам, и дополнительные крепления кажутся лишними. В штатной ситуации это действительно так. А если вдруг по каким-то причинам пилоту придется экстренно отменять взлет? В такой ситуации он прерывает разбег и начинает торможение, причем куда более жесткое, чем при обычной посадке. Не готовые к неожиданностям пассажиры могут больно удариться головой о переднее кресло или попросту упасть на пол, так что ремни при взлете непременно должны быть пристегнуты.

А еще защелкивание ремней — психологическая уловка: повторяющиеся рутинные действия успокаивают. Стюардессы уверенно проводят инструктаж, убеждая своими плавными жестами, что все будет в порядке и никакие форс-мажоры не страшны. И это срабатывает: привычный ритуал переключает пассажиров с режима «стресс» на «почти релакс».

В воздухе

Если взлет прошел успешно, кнопка «пристегнуть ремни» на верхней панели гаснет, но в любой момент может загореться вновь. Самолет несется вперед на огромной скорости, за бортом меняются температура, давление, плотность воздуха, направление и сила ветра, образуются воздушные ямы — болтанка естественна, как качка на море.

Сама по себе турбулентность почти никогда не приводит к катастрофам, но непристегнутые пассажиры рискуют подлететь вверх и удариться о потолок. Кстати, пилотов защищают не только поясные, но и плечевые ремни, надежно фиксирующие спину, поскольку они не сидят неподвижно, а активно управляют судном.

Первые ремни безопасности появились именно в самолетах, а вовсе не в автомобилях: их придумал в 19 веке английский ученый Джордж Кэйли, а применил в 1913 г. французский инженер и звезда мировой авиации Адольф Пегу, претендующий наравне с Петром Нестеровым на звание изобретателя мертвой петли.

О чем молчат самолеты? Честное интервью с тем, кто их чинит

При приземлении

Посадка по статистике — самый напряженный момент перелета. И даже когда шасси соприкоснулись с поверхностью, радоваться рано: из-за плохой видимости, сильного ветра и прочих факторов судно может выкатиться за пределы полосы, а при слишком резком ударе о бетон — загореться.

Авиационные ремни сконструированы так, чтобы при эвакуации не пришлось мешкать и судорожно искать кнопку между сиденьями, как в автомобиле. А вот проигнорировав просьбу пристегнуться, можно вылететь из кресла и получить серьезные травмы: данное правило явно придумали не для того, чтобы его нарушать.

Тонкости ТуризмаТонкости Туризма
Удачный день, чтобы поделиться своим мнением!
На «Тонкостях» — кoнкурс отзывов «Испытай удачу». Тянуть не стоит: до конца конкурса 16 дней!