
C декабря по март озеро Байкал дарит незабываемые впечатления от подледного дайвинга, рыбалки и фотоохоты, поездок на «хивусе» (судно на воздушной подушке) и «буере» (судно на коньках). Рассказываем, почему съездить на озеро стоит каждому.
Причина 1: прокатиться по льду Байкала на коньках
Такого вы точно больше нигде не увидите и не испытаете. Зимой озеро покрывается внушительной толщей льда и превращается в каток площадью более 31 000 кв. км, а это, на минутку, размер Бельгии.
Можно долго рассматривать глубины озера, застывшие пузырьки воздуха и трещины самых разных форм. Катание на коньках подарит переживания на грани экстрима: кажется, что под ногами хрупкое стекло. Но волноваться не стоит: толщина льда — от 50 сантиметров до 2 метров, так что он легко выдержит не только человека, но даже грузовик.
Расчищенные зоны катания с прокатом и заточкой коньков организуют рядом с каждым прибрежным поселком. Главное, приготовьте теплую одежду. Зимой средняя температура воздуха в открытой части Байкала — -21 °C, в прибрежных зонах — -25 °C, и к этому добавляется еще пронизывающий ветер.
Причина 2: проехаться на собачьей упряжке
Зимой по озеру катают практически на чем угодно: крепкий лед превращает Байкал в дополнительную дорогу, спасатели даже наносят на нее разметку и ставят знаки. Для тех, кому по душе активный отдых, местные жители организуют катание на собачьих упряжках. Байкальские хаски буквально унесут вас «в звенящую снежную даль». Это развлечение для детей и взрослых.
Все собаки хорошо обучены, ведут себя спокойно, но не откажутся от игр и совместных фотосессий. В зависимости от времени и желания можно выбрать туристические маршруты одного дня или многодневные с переходом с восточного берега озера на западный. Тех, кому по нраву острые ощущения, прокатят с ветерком, но можно ехать и не спеша, любуясь красотой Байкала. Экспедиции стартуют из Листвянки — там находится Центр ездового спорта.
Причина 3: прокатиться по Кругобайкальской железной дороге
Кругобайкальская железная дорога (КБЖД), когда-то часть Транссибирской магистрали, — одна из главных достопримечательностей Иркутской области. Построенная в 1904 г., сегодня КБЖД — памятник инженерного искусства.
Тоннели и галереи Кругобайкалки примечательны тем, что большая их часть сохранилась с начала 20 века в первоначальном виде. Сегодня длина КБЖД — 84 км. Дорога проходит по самой кромке озера, поэтому пейзажи за окном откроются потрясающие. Обязательно обратите внимание на здание вокзала в городе Слюдянка — оно построено из белого и розового мрамора. На экскурсию по КБЖД можно отправиться на поезде с паровозной тягой. Вагоны в нем современные, зато локомотив — настоящий паровоз начала 20 века. На его фоне можно сделать колоритные фото.
Причина 4: посетить музей под открытым небом «Тальцы»
Экспонаты музейного комплекса — более 20 тысяч архитектурных и этнографических памятников 17-20 веков на площади почти 70 гектаров. Музей посвящен быту коренных народностей Прибайкалья — бурятов, эвенков и тофов. Здесь вы узнаете, как выглядели эвенкийские и тофаларские стойбища, сибирское кладбище, усадьбы крестьян позапрошлого века и улус-летник — так называлось особое расположение юрт в древних поселениях бурят.
Спасская башня 1667 г. и Казанская часовня 1669 г. — то, чем славится музей прежде всего. В нескольких крестьянских домах оборудованы мастерские, где можно изготовить глиняные изделия, научиться плести из лозы или сшить обереговую куклу. Особенно интересны такие мастер-классы будут детям. Также на территории проходят тематические экскурсии, например «Чай в Сибири», «Хлебопечение на Руси» и «Медовая экскурсия». Добраться до музея можно на своем авто либо на автобусе от автовокзала Иркутска — дорога займет примерно час.
Причина 5: побывать на острове Ольхон
Это самый крупный из 27 островов Байкала. Здесь столетиями живут шаманы и практически с каждым местом связано сказание или легенда. Зимой на Ольхон удобнее всего добраться прямо по льду Байкала — сезон таких туров открывается в начале февраля и завершается к концу марта. Размеры острова не такие уж внушительные — около 700 кв. км, однако достопримечательностей здесь предостаточно. Более сотни археологических и природных объектов. Чтобы не спеша осмотреть все красоты, имеет смысл поехать на остров на пару дней.
Скала Шаманка и мыс Бурхан — то, чем знаменит Ольхон в первую очередь. Шаманка давно стала символом Байкала, ее легко узнать по двум вершинам. Зимой скала предстает в ажурных ледяных наростах либо в снегу. Другие достопримечательности острова — мыс Богатырь, падь Идиба и Халзан, скала Три Брата, Гора Жима, мыс Хобой, с которого в хорошую погоду открываются очертания полуострова Святой Нос на противоположном берегу. Отсюда здорово наблюдать восходы и заходы. Туристам также предлагают оставлять дары для местных духов — для этого нужно привязать ленточку к ритуальным шаманским столбам сэргэ.
Кстати, в Olkhon Ice Park с середины февраля по март можно увидеть прекрасные ледяные скульптуры. Их создают по технологии ледопластики: в качестве материала используют не готовые кубы льда, а водяные наплески.
На зимнем озере есть чем заняться. Туризм здесь не скован рамками сезонности. Так что выбирайте, что вам по душе, и смело отправляйтесь в путешествие на Байкал.