
У европейских авиакомпаний в последние несколько лет наблюдается необычная тенденция: крупные перевозчики становятся более прибыльными, а лоукостеры теряют свою доходность. И, тем не менее, бюджетные авиалинии почти в два раза эффективнее своих «старших» собратьев. Как, продавая билеты по смешным ценам, можно поддерживать высокую прибыль?
Сегмент «дешевых» авиаперевозок зародился в Европе в 1996 г., когда Евросоюз объединил воздушное пространство государств-членов. Тогда европейские авиакомпании начали свободно осуществлять внутренние рейсы без разрешений на пролет над отдельными странами. Достаточно только получить от аэропорта время вылета («слот»). Пионером индустрии стал ирландский лоукостер «Раянэйр» (Ryanair), быстро завоевавший доверие пассажиров.
Как известно, бюджетные авиакомпании зарабатывают не только на дешевых авиабилетах (эта статья, скорее, убыточна). Дополнительная оплата предусмотрена за все, кроме самого полета: регистрацию в аэропорту, багаж, возможность сдать билет, питание и даже выбор места в салоне. Крупные европейские игроки рынка переняли эту практику и также ввели базовые тарифы и платные опции, однако при этом их цены выше, чем у лоукостеров, а прибыль гораздо ниже. В чем же секрет? Оказывается, факторов успеха как минимум 6.
1. Новые самолеты
Воздушные суда, только что сошедшие с конвейера, не требуют значительных вложений в ремонт и благодаря современным технологиям они более экономично расходуют горючее и рассчитаны на большую дальность полета без дозаправки.
Ryanair и компании того же сегмента тщательно следуют требованиям по техобслуживанию самолетов и получают от производителей лучшие гарантийные условия, а также им разрешено продлевать срок до первого капремонта до 8 лет. Зачастую воздушные суда продают задолго до этого, уже через 5 лет. Все это позволяет сэкономить до 20 % расходов в год.
2. Скидки на покупку самолетов и более экономичное оснащение салона
После событий 11 сентября 2001 г. на мировом авиационном рынке разразился кризис, и крупнейшие производители авиалайнеров оказались на грани банкротства. Моментом воспользовались лоукостеры Ryanair и EasyJet и получили большие скидки при заказе крупных партий самолетов. Через несколько лет Ryanair продал свой авиапарк по цене примерно на 5 % выше изначальной при том, что перевозчик не потратился на ремонт.
Возможно, это можно назвать везением, но немалую роль сыграла готовность лоукостера рискнуть и открыть новые маршруты, тогда как конкуренты приостановили проекты развития. Подобные компании не стараются конкурировать с гигантами, а ищут новые ниши и летают туда, куда еще не запущены регулярные рейсы.
3. Дотации и спец. условия от аэропортов и местных властей
Лоукостеры открывают продажи авиабилетов задолго до рейсов и заранее видят, могут ли выполнить обязательства по пассажиропотоку. Если прогноз по какому-либо аэропорту негативный, то недостающее количество пассажиров добирают при помощи супер-акций, например: «Все билеты по 10 EUR».
Если кто-то считает, что такие распродажи — чистый убыток, не видят всей картины в целом: лоукостер теряет на цене билетов, но получает скидку от воздушной гавани за выполнение обязательств по количеству пассажиров и рекламу. Фактически, аэропорты косвенно датируют деятельность бюджетных авиакомпаний, но расходы окупаются за счет туристов, которые тратят деньги на отдыхе — в гостиницах, ресторанах, магазинах и пр. Такие дотации весьма распространены на курортных направлениях Европы, Турции, Египта и Израиля. Напрямую это делать запрещено, поэтому все участники цепочки прибегают к системе скидок.
4. Прямая продажа билетов
Еще один фактор эффективности — прямая дистрибуция: как правило, лоукостеры продают билеты через собственные сайты и не пользуются глобальными системами распространения, что позволяет экономить порядка 10-25 USD на каждом отрезке пути.
Крупные участники рынка, например «Люфтганза» (Lufthansa), тоже начали практиковать продажи через свои сайты, но пока они не могут полностью отказаться от услуг посредников, поскольку иначе невозможно организовать транзитные перелеты.5. Использование налоговых льгот при найме сотрудников
При найме сотрудников лоукостеры экономят на всевозможных налогах, используя легальные схемы. Например, Ryanair нанимает летный персонал через аутсорсинговые компании, зарегистрированные на Кипре. В этом оффшоре подоходный налог составляет 30 %, тогда как во Франции и Германии он равен 45 %, при этом командировочные не облагаются налогами, а расходы на соц. страхование меньше.
Поначалу пилоты Ryanair из-за этого были менее защищены, им даже приходилось из своего кармана оплачивать униформу и курсы повышения квалификации. Но потом летчики и бортпроводники объединились в профсоюзы и добились заметного улучшения условий труда: зарплата сотрудников стала самой высокой по сравнению с другими европейскими компаниями.
6. Другие возможности
То, чего совсем не стоит ожидать от лоукостера — это супердешевых авиабилетов в сезон на самые популярные маршруты. Зачем терять прибыль, когда места на рейс раскупят даже по высоким ценам? Накануне вылета билеты могут быть даже дороже, чем у крупных компаний.
Таким образом, основная доля прибыли идет не от полетов, а от продажи самолетов и выстроенной политики сотрудничества с аэропортами. И стоит помнить, что в конечном итоге «банкет» прямо или косвенно оплачивают потребители.