Журнал/Как работают крылья самолета на самом деле?
ЖурналПолетели

Как работают крылья самолета на самом деле?

 
Eugeneonline, iStock
    Журнал/Как работают крылья самолета на самом деле?
    Eugeneonline, iStock
    Принцип работы не изменился со времен первых «кукурузников», летавших ненамного быстрее велосипеда
    Марина Абазалиева • 17 января 2022

    Крыло современного самолета — сложная многокомпонентная конструкция, с легкостью выдерживающая огромные динамические нагрузки, с ребрами жесткости, многочисленными подвижными элементами, кучей датчиков и сервоприводов. Но сам принцип его работы ничуть не изменился со времен первых «кукурузников», летавших ненамного быстрее велосипеда.

    Очень многие, кстати, понимают этот самый принцип не совсем верно, считая, что самолет «скользит» по воздуху, как бы опираясь на него крыльями. Или, как вариант, направляет ими воздушный поток вниз, которой, соответственно, толкает машину вверх. Но это не так.
    Все дело — в разнице давлений.

    Крыло, если посмотреть на него в разрезе, похоже на сильно вытянутую каплю (или морковку), немного несимметричную. Из-за такой формы поток воздуха, который обтекает крыло сверху, оказывается несколько разряженным, а нижний, наоборот, сжимается. То есть снизу под крылом воздух плотнее и тяжелее, чем окружающий, а сверху, наоборот, легче. В результате возникает подъемная сила, которая толкает самолет вверх при наборе высоты. Она же не дает ему упасть, поддерживая в небе.

    Когда самолет разгоняется на взлетной полосе, требуется большая площадь крыла для создания достаточной подъемной силы. В полете, наоборот, нужна меньшая площадь для минимизации сопротивления встречных потоков воздуха. Задача решается с помощью специальных механических устройств, которые управляют подъемной силой и сопротивлением — предкрылков, закрылков и спойлеров.

    На взлете предкрылки выдвигаются вперед и опускаются, увеличивая площадь и кривизну крыла: аэродинамическая сила растет, самолет отрывается от земли и летит даже на сравнительно небольшой начальной скорости. Набрав нужную высоту и скорость (пилоты называют это «выйти на эшелон»), самолету уже не нужна такая большая подъемная сила, поэтому предкрылки убираются, делая крыло более плоским и уменьшая его площадь. Лобовое сопротивление тоже уменьшается, и лайнер движется по маршруту с минимальными затратами топлива.

    Спойлеры (они же интерцепторы) нужны для увеличения сопротивления и сброса скорости при снижении и посадке. Если вам когда-нибудь доставались места над крылом возле иллюминатора, а во время посадки хватало смелости в него выглядывать, вы почти наверняка видели их в действии: часть обшивки крыла ближе к его задней кромке задирается вверх, причем под немалым углом.

    Закрылки, расположенные на задней кромке крыла, тоже опускаются и выдвигаются, улучшая его несущую способность. В отличие от спойлеров, их используют и при посадке, и при взлете.

    • Крыло, интерцепторы
      Полностью поднятые при посадке спойлеры // Wikimedia, Martin Dürrschnabel Martin Dürrschnabel, Wikimedia
      /17/9e/179e9r368pggkwc0c8w0gwkc4.jpg

    tabbar_no_yes
    Быстрый переход наверх