
Крыло современного самолета — сложная многокомпонентная конструкция, с легкостью выдерживающая огромные динамические нагрузки, с ребрами жесткости, многочисленными подвижными элементами, кучей датчиков и сервоприводов. Но сам принцип его работы ничуть не изменился со времен первых «кукурузников», летавших ненамного быстрее велосипеда.
Крыло, если посмотреть на него в разрезе, похоже на сильно вытянутую каплю (или морковку), немного несимметричную. Из-за такой формы поток воздуха, который обтекает крыло сверху, оказывается несколько разряженным, а нижний, наоборот, сжимается. То есть снизу под крылом воздух плотнее и тяжелее, чем окружающий, а сверху, наоборот, легче. В результате возникает подъемная сила, которая толкает самолет вверх при наборе высоты. Она же не дает ему упасть, поддерживая в небе.
На взлете предкрылки выдвигаются вперед и опускаются, увеличивая площадь и кривизну крыла: аэродинамическая сила растет, самолет отрывается от земли и летит даже на сравнительно небольшой начальной скорости. Набрав нужную высоту и скорость (пилоты называют это «выйти на эшелон»), самолету уже не нужна такая большая подъемная сила, поэтому предкрылки убираются, делая крыло более плоским и уменьшая его площадь. Лобовое сопротивление тоже уменьшается, и лайнер движется по маршруту с минимальными затратами топлива.
Закрылки, расположенные на задней кромке крыла, тоже опускаются и выдвигаются, улучшая его несущую способность. В отличие от спойлеров, их используют и при посадке, и при взлете.
Что еще почитать?
- Можно ли брать маникюрные кусачки в ручную кладь?
- Как сделать так, чтобы сосед не откидывал кресло: действенный, но потенциально конфликтный способ
- Встаньте как можно раньше, постоянно зовите стюардессу и еще 3 вредных совета авиапутешественникам