
Как, вообще, пилоты разворачивают воздушное судно? Разбираемся в нюансах — рассказываем просто о сложном
Каждый бывалый авиапутешественник сталкивался с ситуацией, когда самолет наматывал круги над аэропортом в ожидании разрешения на посадку, а в новостных лентах регулярно проскакивают сообщения о том, что очередной пилот развернул борт из-за какого-нибудь дебошира на борту. А, кстати, как, вообще, пилоты разворачивают воздушное судно? Разбираемся в нюансах — рассказываем просто о сложном.
Когда самолет летит прямо и с постоянной скоростью, на него действуют сила тяжести и подъемная сила крыла. Вперед его толкает тяга двигателей, уравновешенная силой лобового сопротивления. При этом сила тяги составляет примерно 1/5 часть от веса самолета. Чтобы судно развернулось в воздухе, требуется сила, которая будет действовать перпендикулярно направлению его скорости. Тут на помощь приходят элероны — подвижные части крыла, расположенные на его задней кромке: их видно в иллюминаторы. Непосредственно перед началом разгона и взлета их обязательно проверяют, поворачивая вверх и вниз.
Во время поворота один элерон поднимается верх, другой опускается. Там, где он опущен вниз, подъемная сила крыла увеличивается, а где поднят вверх — уменьшается, поэтому самолет как бы немного закручивается вдоль фюзеляжа, наклоняясь на некоторый угол. И у силы, двигающей воздушное судно вперед, появляется горизонтальная компонента. Она равна массе самолета, умноженной на тангенс угла поворота. Ее достаточно, чтобы преодолеть сопротивление других сил и развернуть самолет по виражу с безопасным креном.
Летчик рассказал, как пилоты ориентируются в аэропортах во время руления самолета.