
Пандемия COVID-19 — беспрецедентный вызов многим секторам экономики. Но в первую очередь из-за закрытия границ, вынужденной самоизоляции людей и ограничения контактов внутри стран страдает транспортная отрасль и в частности — авиация. Авиакомпании оказались заложниками обстоятельств и сейчас предпринимают все возможные шаги для сохранения бизнеса. Большинство перевозчиков пока воздерживаются от долгосрочной оценки последствий, но есть и те, которые ставят вопрос о выживании самой гражданской авиации.
Все признают, что авиационный рынок нуждается в серьезной поддержке. Три воздушных альянса, включая Skyteam, уже обратились к правительствам и стейкхолдерам-владельцам инфраструктурных объектов с просьбой об отсрочках платежей, отмене пошлин и взносов. «Американские авиалинии» запросили финансовую помощь в размере 60 млрд долларов и предварительно заручились поддержкой президента Д. Трампа.
В России ситуация выглядит несколько лучше. Дело в том, что 80 % перелетов осуществляются в пределах страны. По многим внутренним направлениям пока еще не наблюдается драматическое падение спроса, где-то пассажиропоток уменьшился на 10 %. Также на прежнем уровне остается загрузка бортов в ЮВА и США. По Европе, разумеется, сокращение произошло до минимальных значений.PR-директор Aviasales Янис Дзенис в интервью известному блогеру Илье Варламову сообщает, что агрегатор, скорее всего, не увидит привычный рост прибыли в 30-40 % по итогам года, но и убытки подсчитывать еще рано. Все будет более или менее понятно в конце апреля.
Официальный представитель «Аэрофлота» Михайл Демин говорит о том, что в изменившихся условиях первоочередная задача компании — постараться сохранить коллектив. Но отправки в бессрочные отпуска и сокращения персонала все равно не избежать. Чтобы оценить возможный ущерб, нужно смотреть на сроки запретов — пока все закрылись на 1-1,5 месяца.
Со слов руководителя Росавиации Александра Нерадько, убытки российских воздушных перевозчиков составят более 100 млрд руб. При этом крупные игроки рынка скорее всего останутся на плаву (серьезные трудности начались только у «Ютэйр»), но для мелких и средних ситуация складывается критическая.
С ним согласен региональный вице-президент IATA по Европе Рафаэль Шварцман. По его словам, для ряда авиакомпаний все уже никогда не будет прежним. Наиболее слабым игрокам придется уйти. Из-за коллапса в авиационной отрасли эксперты предрекают банкротства многим европейским перевозчикам. Первой жертвой считается британский «Флайби», но в последние пару лет все и так шло к его краху, а пандемия коронавируса всего лишь ускорила этот процесс. Следующий кандидат «на вылет» — лоукостер «Норвегиан», но его проблемы тоже начались задолго до закрытия границ.
В целом панических настроений не наблюдается, все находятся в режиме ожидания. Разумеется, пауза в 1–2 месяца приведет к немалым потерям, но отрасль может достаточно быстро восстановиться. Совсем другое дело, если ограничения продлятся дольше.