Журнал/Куар отпущения: 12 неожиданных фактов о простой технологии, оказавшейся крайней в пандемию
ЖурналШарим

Куар отпущения: 12 неожиданных фактов о простой технологии, оказавшейся крайней в пандемию

 
    Журнал/Куар отпущения: 12 неожиданных фактов о простой технологии, оказавшейся крайней в пандемию
    За скандальной аббревиатурой, ставшей символом непопулярных действий властей в пандемию, скрывается простая и удобная технология, которой просто сильно не повезло

    Куар — это короткое каркающее слово сегодня склоняют все кому не лень, редкая теория заговора не начинается с обвинений в адрес куар-кодов (и не заканчивается ими же). Между тем за скандальной аббревиатурой, ставшей символом непопулярных действий властей в пандемию, скрывается простая и удобная технология, которой просто сильно не повезло.

    1. QR-код был изобретен еще в 1994 г. в Японии: инженер машиностроительной компании Denso Масахиро Хара придумал его, чтобы упростить работу с запчастями на автомобильных заводах. До этого их маркировали штрихкодами, содержащими очень мало информации, поэтому рабочим приходилось считывать по 8–10 разных кодов с каждой коробки.
    2. QR-код пришел на смену штрихкоду и решил сразу несколько проблем. Во-первых, в нем умещается в 200 раз больше информации: до 7000 цифр, около 4000 букв, более 1800 иероглифов. Во-вторых, он легко распознается под любым углом. В-третьих, устойчив к повреждениям: его можно считать даже если 30 % поверхности поцарапано или загрязнено.
    3. Аббревиатура QR-code расшифровывается как Quick Response code — «код быстрого реагирования»: он действительно считывается моментально.
    1. Дизайн QR-кода изобретателю подсказала старинная игра го: в ней на квадратном поле чередуются черные и белые камушки. «В обед я играл в го в офисе и однажды подумал, что в такую матрицу легко вписать большой объем информации, зашифрованной в виде черных квадратных меток на белом фоне», — рассказал Масахиро Хара.
    2. Корпорация Denso зарегистрировала QR-код как собственный товарный знак, но его использование не облагается лицензионными отчислениями, поэтому он свободно применяется во всем мире.

    1. Удобную технологию позаимствовали сначала пищевые и фармацевтические компании, ориентированные на прозрачность производства, а затем и другие отрасли. Сейчас самый популярный способ использования QR-кодов — безналичные платежи: количество таких операций превышает 1,8 млрд в день.
    2. QR-код позволяет зашифровать практически любую текстовую информацию: в черно-белый квадрат преобразовываются адреса сайтов, платежные реквизиты, сведения о достопримечательностях и тексты литературных произведений. В Японии, Австрии и России таблички с QR-кодами можно увидеть даже на кладбищенских памятниках.
    3. Выдавать QR-коды людям впервые начали в Китае: в 2014 г. здесь выпустили специальные бейджи для пожилых, чтобы прохожие помогали заблудившимся старикам найти дорогу домой. Каждый код содержит информацию о районе проживания и личности владельца, а также телефоны его родственников.
    1. Использование QR-кодов в качестве пропусков во время пандемии — не российское изобретение. Еще в 2020 г. китайцы с помощью этой технологии отслеживали перемещения граждан, а в некоторых европейских странах, Канаде и Израиле ввели паспорта вакцинации с цифровым кодом. Они необходимы для участия в массовых мероприятиях, входа в кафе, кинотеатры, музеи и фитнес-центры, а в Италии без QR-кода не попадешь даже на работу. Во Франции и Канаде он нужен для путешествий на поездах и самолетах.
    2. Во многих странах получить QR-коды можно не только после прививки или болезни, но и на основании тестов на антитела. В Израиле цифровой код выдают и по результатам ПЦР-теста — правда, всего на 3 суток.

    1. Своеобразной реакцией на законодательную инициативу о введении QR-кодов в России стали «кошачьи» мемы в соцсетях — «QR-кот», «Я куар» (от «ягуар») и т. д. А в ноябре этого года сотрудники питерского котокафе назвали Куаром рыжего кота, найденного на улице. Сейчас он успешно трудится в тверском музее «Россия — моя история».
    2. По данным исследований Института Пушкина, «QR-код» стал одним из слов года (наряду со «спутником», «переписью» и «антиваксером»): в этом году его использовали в 4 раза чаще, чем раньше.
    Тонкости ТуризмаТонкости Туризма