Журнал/К полету готовы! или Как проверяют экипаж перед рейсом
ЖурналПолетели

К полету готовы! или Как проверяют экипаж перед рейсом

 
    Журнал/К полету готовы! или Как проверяют экипаж перед рейсом
    75 % аварий происходит из-за человеческого фактора, то есть ошибок летчиков или диспетчеров. К счастью, тщательные проверки помогают вовремя выявить опасные проблемы
    Валерия Здир • 4 сентября 2023

    Статистика авиакатастроф неумолима: по данным МАК, 75 % аварий происходит из-за человеческого фактора, то есть ошибок летчиков или диспетчеров. К счастью, тщательные проверки помогают вовремя выявить опасные проблемы. Например, в 2011 г. пилота и стюардессу сняли с рейса в Магадан за курение марихуаны перед полетом, в 2012 г. лайнер компании JetBlue вынужденно приземлился в Техасе из-за странного поведения капитана, а в 2018 г. два пьяных пилота попытались сесть за штурвал самолета «Победы». Что именно делают на земле, чтобы не допустить трагедии в воздухе?

    Медосмотр с пристрастием

    Подготовка к полету для членов экипажа начинается за 1–2 часа до отправления. Как и обычные пассажиры, пилоты и бортпроводники проходят предполетный досмотр, а затем — стартовый медосмотр. Врач проверяет справку врачебно-летной экспертной комиссии о допуске к полетам, измеряет давление, пульс и температуру. Кроме того, недавно во многих авиакомпания ввели обязательное тестирование на алкоголь и наркотики. Если тесты ничего не показали, но состояние летчика вызывает подозрения, ему придется сдать кровь.

    Несколько раз в год пилоты проходят полный медосмотр, а для поддержания здоровья им положены длительный отпуск и бесплатное санаторно-курортное лечение.

    На случай, если неприятности со здоровьем настигнут в полете, на борту есть аптечка с препаратами первой помощи. Ее выдают старшему бортпроводнику, а после рейса забирают обратно. Содержимое аптечки постоянно обновляют, чтобы в ней не оказалось просроченных лекарств.

    На этапе предполетного медосмотра не исключены ошибки: часто все сводится к простой формальности, и пилотов не допускают на рейс очень редко — в основном, если они сами жалуются на самочувствие.
    Другая проблема — после осмотра у пилотов остается время до вылета, когда никто не мешает им, например, пронести в багаже бутылку водки и употребить ее перед полетом. Чемоданы экипажа на международных рейсах не досматривают.

    • Пилот на предполетном медосмотре
      /75/fk/75fk3q73dsg80ksw84gww88oo.jpg

    Психологическая проверка

    С психологическим тестированием ситуация еще сложнее. Если в советское время в системе авиации существовали психологические службы, то позже многие перевозчики отказались от услуг психологов. Сейчас такие специалисты есть лишь в крупных авиакомпаниях. Тренинги на психологическую устойчивость для пилотов проводят трижды в год, но авиапсихологи считают, что этого мало. Еще летчики проходят регулярные психологические проверки, а также тесты после долгого отпуска.

    По данным медиков, более 10 % пилотов гражданской авиации по всему миру находятся в состоянии депрессии, и многие из них скрывают свое состояние.

    В Европе медосмотр проводится раз в полгода-год и не включает в себя психологических тестов. Начинающим пилотам обычно задают вопросы о личных интересах и семейных отношениях, максимум — могут спросить, нет ли у них депрессии или суицидальных мыслей. Правда, в 2018 г. авиакомпании обязали внимательнее следить за душевным состоянием своих сотрудников, проводить тесты на психологическую устойчивость, а также проверять пилотов и бортпроводников на предмет употребления алкоголя и психотропных препаратов.

    всего голосов: 1292
    Быстрый переход наверх