
Северная столица стремится не ввысь, а под землю: метро Санкт-Петербурга — самое глубокое в мире. Почему питерская подземка делает город уникальным, как она устроена, что не так с логотипом и сколько длится спуск на самую глубокую станцию, рассказывают «Тонкости туризма».
Схема метро Санкт-Петербурга
Метрополитен появился в Ленинграде в 1955 г.. На первой схеме была одна линия и восемь станций. Первая ветка прошла через все вокзалы Ленинграда, кроме Финляндского, и соединила заводские окраины с центром города.
На современной схеме метро Санкт-Петербурга пять линий. Они пересекаются только в центре города и только на левом берегу Невы. В метро Санкт-Петербурга 72 станции, из которых пять расположены над землей. Платформы находятся в среднем на глубине 57 м, что делает питерскую подземку самой глубокой в мире.
Как ориентироваться
Чтобы спланировать маршрут и рассчитать продолжительность поездки в питерском метро, можно использовать интерактивную схему на официальном сайте подземки. Там есть возможность добавить время на спуск. Например, путь от турникетов до платформы «Адмиралтейской» занимает пять-шесть минут.
Подобные интерактивные схемы есть и в самой подземке: на станциях в центре зала и в наземных вестибюлях. Под сенсорным экраном располагаются кнопки SOS и i — для связи с ситуационным центром и со справочной службой.
Линии метро
1-я линия — Кировско-Выборгская
Красная ветка первая не только по названию, но и по времени появления. На линии 19 станций, одна из которых — «Девяткино» — находится уже в Ленобласти.
На красной ветке есть богато декорированные станции в стилистике сталинского ампира. Например, «Пушкинскую» украшают массивные торшеры по бокам скульптуры Александра Пушкина, а лепнину на сводах «Площади Восстания» дополняет красный мрамор.
2-я линия — Московско-Петроградская
На 30 километрах синей ветки расположено 18 станций.
3-я линия — Невско-Василеостровская
Зеленая ветка тянется почти на 30 километров и объединяет 12 станций. Одна из них — «Зенит» — располагается на самом берегу Финского залива. Ветка интересна тем, что на ней находятся станции закрытого типа. Здесь пути огорожены от платформ стенами, и, когда на станцию приходит поезд, двери открываются не только в вагонах, но и на станции. В России станции такого типа есть только в Санкт-Петербурге.
4-я линия — Правобережная
11-километровая оранжевая ветка состоит из восьми станций глубокого залегания. До 2024 г. планируется открытие еще одной — «Горный институт» на Васильевском острове. А вот строящаяся на этой же линии «Театральная» у Мариинского театра останется законсервированной, пока метростроители не пробьют выход на поверхность. Это не первая станция-призрак в метро СПб. Например, «Адмиралтейская» оставалась закрытой с 1997 по 2011 гг. — не хватало технологий по строительству наклонного хода в плотной исторической застройке и в условиях неустойчивых питерских грунтов.
5-я линия — Фрунзенско-Приморская
Фиолетовая ветка состоит из 15 станций и имеет протяженность 26,6 километра. На этой ветке расположена «Адмиралтейская», самая глубокая станция метро в России.
Режим работы метро
Питерская подземка работает ежедневно, с перерывом на ночное техническое обслуживание, но несколько дней в году метрополитен работает круглосуточно. Такое происходит в Новый год, Рождество и на Пасху, а также по праздникам: 1–2 мая, 9–10 мая. Еще прокатиться в метро ночью можно на День города, в «Ночь музеев» и во время праздника выпускников школ «Алые паруса».
Расписание метро СПб
Со скольки работает: с 5:20 — 06:30; часы работы зависят от конкретной станции и дня недели. До скольки работает: до 00:03 — 01:00; пересадки между линиями закрываются в 00:15.
Стоимость проезда в метро Санкт-Петербурга
Тарифы в питерской подземке меняются ежегодно. С 1 января 2025 г. действуют следующие расценки:
- стоимость жетона — 81 RUB;
- оплата картой Visa, MasterCard, «Мир» — 81 RUB;
- оплата по проездной карте «Подорожник» — 56 RUB;
- оплата Единой картой петербуржца — 56 RUB.
Проездной на месяц стоит 3105 RUB и включает в себя 70 поездок.
Самые красивые станции метро Санкт-Петербурга
«Автово»
В 2014 г. станция попала в список 12 красивейших станций мира по версии английского издательства Guardian. Зал украшают 46 колонн, 16 из которых декорированы объемным узором из стекла. Такая облицовка предполагалась для всех опор, но к сдаче станции в ноябре 1955 г. закончить с отделкой не успели. В том же месяце на государственном уровне началась борьба с архитектурными излишествами, и оставшиеся колонны так и сохранили лаконичное мраморное оформление.
«Кировский завод»
Павильон этой станции напоминает античный дворец и отсылает к афинскому Парфенону. Зал наземного вестибюля увенчан куполом, который поддерживают колонны под белый мрамор. А под землей — длинный перрон с чеканными горельефами на тему индустриализации и электрификации страны.
«Пушкинская»
Зал этой станции украшают массивные черные торшеры с копьями и щитами, которые как бы обрамляют белоснежный памятник Александру Пушкину у стены. За спиной поэта — панно с царскосельским прудом. Любопытно, что на декоративных решетках на «Пушкинской» стоит дата 1955, хотя станция была открыта только в 1956 г.
«Площадь Восстания»
Уличный павильон «Площади Восстания» напоминает храм со шпилем, а подземный зал украшают массивные бронзовые люстры, лепнина и несколько видов мрамора. В каменных плитах внимательный пассажир найдет остатки доисторических моллюсков, а на одном из барельефов сохранилось единственное изображение Сталина в метро СПб.
«Маяковская»
Самая яркая станция метро СПб. Авторам пришлось проявить находчивость, чтобы создать выразительный интерьер минимальными художественными средствами. Для этого стены станции облицевали ярко-красной смальтой с мозаичными портретами Владимира Маяковского. Красные стены, ритмичный ряд черных дверей к путям и белоснежные своды потолка — все это делает зал самым необычным в питерском метро.
Тематические поезда
Руководство питерской подземки время от времени выпускает на линии тематически оформленные поезда. Например, в 2015 г. в метро ходил состав «Дворцы Петербурга», вагоны которого украшали изображения Петродворца, Дворцовой площади, Летнего сада и других памятных мест города.
Летом 2024 г. по второй линии начал ходить брендированный поезд, посвященный 300-летию Санкт-Петербургского государственного университета. В вагонах разместили информацию об истории учебного заведения и о людях, которые сыграли важную роль в его создании и которые работают в нем сейчас. Головной вагон назвали «приемной комиссией». Здесь пассажиры могли познакомиться с образовательными программами университета.
Интересные факты о метро Санкт-Петербурга
- «Символ обвалившегося тоннеля» — так российские дизайнеры иронично прозвали логотип питерской подземки.
- «Проспект Ветеранов» — станция с самым интенсивным пассажиропотоком в России.
- Станции закрытого типа — это ленинградское решение, которое не получило развития в метрополитенах других российских городов. Станции такого типа делали не из-за опасности затопления, а для безопасности пассажиров и экономии на строительстве.
- С 1995 по 2004 гг. первая линия метро состояла из двух отдельных частей из-за размыва грунта в перегоне между «Лесной» и «Площадью Мужества». Все это время между наземными вестибюлями станций курсировал автобус. Чтобы устранить разрыв, пришлось рыть новый тоннель.
- Помимо станции-призрака «Театральная» в питерском метро есть станция-мертвец. Речь идет о платформе «Дачное» в Автово, которую закрыли из-за капризного петербургского климата.
- Тоннель между «Горьковской» и «Невским проспектом» проходит под Невой. Во время движения у пассажиров часто закладывает уши.
- О петербургском метро ходит немало городских легенд. Говорят, что между «Московской» и «Звездной» есть подземный город, а в тоннеле около «Нарвской» скрывается секретный завод.
- Для строительства трех станций метрополитена в Ленинграде снесли три храма. Они стояли на месте павильонов станций «Площадь Восстания», «Чернышевская» и «Сенная площадь».
Что посмотреть в метро Санкт-Петербурга
Питерская подземка — это не просто транспорт, но и музей под землей. Порой здесь можно встретить любопытные экспонаты.
Всадники и голова
В переходе на станции «Площадь Александра Невского» установлено декоративное панно с всадниками. В народе композицию называют «Пять мужиков и четыре лошади». На барельефе действительно пять наездников и четыре коня. Ошибка закралась еще на стадии проектирования, но исправлять ее не стали.
Обнаженные античные герои
Типичный декор станций петербургского метрополитена — это мозаичные панно. На одной из мозаик на «Спасской» изображены будни Сенного рынка. Среди силуэтов покупателей угадываются образы Пушкина, Гоголя, Достоевского. А мозаика на «Международной» представляет Атланта. Интересно, что в изначальной версии он был обнаженным, но это не понравилось некоторым активистам. Под их давлением мозаику переделали. Впрочем, цензура так и не добралась до панно на «Спортивной» с обнаженными древнегреческими богами.
Тарелка НЛО и вымя
В питерском метро есть НЛО. Павильон станции «Горьковская» имеет вид летающей тарелки. Снаружи объект смотрится очень необычно, а внутри здания на потолке размещается макет Луны с кратерами. Впрочем, не все пассажиры видят в арт-объекте спутник Земли. Многим эта инсталляция напоминает коровье вымя.
Пешеходный тоннель под Малой Невой
В метро Петербурга есть станция с выходами сразу на оба берега Невы. Это «Спортивная». Под рекой проходит тоннель с траволаторами. От одного берега до другого на них можно доехать за семь минут. Кстати, сама станция считается уникальной для Питера: она двухъярусная, но пока используется только наполовину. В будущем здесь откроется пересадка на кольцевую линию.
Что посмотреть в Санкт-Петербурге
Метро — быстрый способ добраться до главных достопримечательностей Петербурга.
- «Адмиралтейская»: Эрмитаж и Дворцовая площадь, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, памятник Медный всадник.
- «Горьковская»: Петропавловская крепость, Артиллерийский музей, крейсер «Аврора».
- «Невский проспект»: Казанский собор, Спас на Крови, Русский музей.
- «Сенная площадь» или «Адмиралтейская»: Мариинский театр.
- «Площадь Александра Невского»: Александро-Невская Лавра.
- «Петроградская»: Ботанический сад Петра Великого.