ЖурналПолетели

    Отмена чартерного рейса на курорт — как быть туристу

     
    Журнал/Отмена чартерного рейса на курорт — как быть туристу — истории о самолетах и авиапутешествиях на «Тонкостях туризма».
    Даниил Марченко • 7 июня 2017

    Авиакомпания «ВИМ-Авиа» начала летний сезон не лучшим образом: веерные задержки вылетов переросли в отмены чартерных рейсов. Неудобства коснулись в основном туристов, которые приобрели путевки на курорты у туроператоров-партнеров угодившего в трудную ситуацию перевозчика.

    Туристы каких туроператоров пострадали

    Соглашения о чартерных перевозках с «ВИМ-Авиа» есть у целого ряда туроператоров: «НТК Интурист», «Музенидис Тревел», Coral Travel, «ТТ-Трэвел», «Ай Си Эс Тревел Сервис», Anex Tour и Tez Tour. Были отменены чартеры в Сочи, Симферополь, Анталию и Бургас. Представители перевозчика призвали пассажиров отмененных рейсов не приезжать в аэропорт и уточнять данные о вылетах у туроператоров.

    Накладки коснулись туристов из 13 городов: Москвы, Казани, Уфы, Екатеринбурга, Волгограда, Челябинска, Белгорода, Нижнего Новгорода, Краснодара, Самары, Ростова-на-Дону, Тюмени и Нижневартовска.

    Советник главы Ростуризма Дмитрий Горин сообщил, что вышеназванные туроператоры прикладывают все усилия для рассадки своих клиентов на рейсы других авиакомпаний. Но разместить всех желающих удается не всегда.

    Что случилось

    Задержки рейсов начались 28 мая 2017 г. Трудности связаны с тем, что сразу три самолета компании не были вовремя возвращены с планового техобслуживания. Представители «ВИМ-Авиа» в спешном порядке пытались зафрахтовать лайнеры у других авиакомпаний, но не сумели найти свободные борты из-за высокого сезона. В свою очередь, вице-премьер РФ Виталий Мутко поручил создать специальный штаб для разрешения проблемы. 7 июня перевозчик получит два дополнительных самолета для отправки туристов в первую очередь в Сочи и Крым. Комиссия также должна решить вопрос с доставкой туристов на другие курорты.

    О том, какую компенсацию может получить турист, к кому и когда обращаться и вообще как быть в подобной ситуации рассказывает руководитель юридического отдела ООО ЮА «Персона Грата» Ирина Доценко.

    • Девушка уснула в аэропорту
      KSChong, iStock
      /9e/7c/9e7cma7f3qoscwsgwwcgos8sk.jpg

    На что может рассчитывать турист

    Вместе с сообщением об отмене рейса авиакомпания должна предложить два варианта решения проблемы: альтернативный перелет или возврат средств за билет. В первом случае это может быть другой маршрут того же перевозчика или рейс другой компании. Менять пункт назначения нельзя. Второй пункт предполагает возврат стоимости авиабилета в полном объеме. (Согласно п. 227 Федеральных авиационных правил).

    Какую компенсацию может получить турист

    В случае задержки, если авиакомпания не может доказать влияние форс-мажора на ситуацию, она обязана выплатить пассажиру:

    • 3 % от стоимости авиабилета за каждый час ожидания в качестве компенсации за опоздание;
    • 25 % МРОТ за каждый час ожидания в качестве штрафа — но не более половины стоимости билета.
    По российскому законодательству, дополнительные компенсации пассажирам при отмене рейсов не положены. Тем не менее пассажир имеет право на возврат стоимости билетов или обмен на альтернативный рейс, предложенный перевозчиком.

    В случае накладки претензию перевозчику можно подать лично в аэропорту вылета или прилета. Если в аэропорту нет представительства авиакомпании или ее сотрудники не на местах (например, ночью), есть возможность подать претензию на сайте перевозчика. Но по опыту можно сказать, что электронные письма и обращения через веб-формы могут попросту проигнорировать. Поэтому вернее будет отправить претензию заказным письмом на адрес авиакомпании с подробной описью вложений. Сохраните копию заявления и подтверждение отправки — это пригодится для судов, если авиаперевозчик ответит отказом или не ответит вовсе.

    • Терминалы аэропорта Ираклиона
      karegg / Shutterstock.com
      /3s/jc/3sjcrfv6szqc4w4kkkk040cwc.jpg

    Когда жаловаться и какие документы нужны

    Согласно ст. 126 Воздушного кодекса РФ, пассажир может предъявить претензии к перевозчику в течение 6 месяцев со дня отмены или задержки рейса.

    Чтобы получить деньги за перенос рейса, к заявлению на имя авиакомпании необходимо приложить копии следующих документов:

    • авиабилеты с отметками сотрудников аэропорта о задержке или отмене вылета. Альтернатива — справка, заверенная представителем компании или аэропорта;
    • чеки и квитанции, доказывающие, что вы понесли лишние расходы из-за переноса рейса;
    • билеты на мероприятия, квитанции об оплате экскурсий, приглашения на семейные праздники, медицинские справки, письма. Все это может послужить основанием для возмещения сопутствующих убытков и морального ущерба, если у вашей поездки была четкая цель — например, концерт редко выступающей группы, футбольный матч, свадьба друга или встреча с тяжелобольным родственником, туристическая путевка.

    Когда прекращать писать претензии и идти в суд

    Если перевозчик не удовлетворил ваши требования, можно подать на него в суд в течение трех лет с момента задержки или отмены рейса. Пакет документов в этом случае выглядит так:

    • исковое заявление;
    • копия проездного документа с отметкой о задержке вылета или отмене рейса;
    • счета за проживание в гостинице, питание, телефонные переговоры и т. д.;
    • документы, подтверждающие, что по вине авиакомпании вы понесли сопутствующий материальный или моральный ущерб;
    • письменная претензия в адрес авиакомпании с доказательством отправки и, желательно, получения;
    • ответ представителей авиаперевозчика (если был дан).
    Доводить дело до суда нежелательно. Тем более не пытайтесь извлечь выгоду из неудачного стечения обстоятельств — это может обернуться против вас.

    Когда вернут деньги

    Российское законодательство не устанавливает точных сроков возврата средств, при вынужденном отказе пассажира от перелета каждая авиакомпания действует в рамках собственных представлений о разумном периоде. Как правило, в России при отмене рейса по вине авиакомпании стоимость билета поступает на счет пассажира в течение двух месяцев. В отдельных случаях дело затягивается на полгода.

    Быстрый переход наверх