
Театр — сложный волшебный мир с удивительными традициями, неписаными законами и странными суевериями. Почему на сцену нужно выходить с правой ноги, а в гримерку — с левой, что такое проклятие Макбета и зачем актеры сидят на тексте пьесы? Тихонько (чтобы не заметили) приподнимем занавес за краешек и расскажем о происхождении самых популярных театральных правил и примет.
1. Шотландская пьеса
Шекспировский «Макбет» считается проклятой пьесой, причем проклятой в самом прямом, мистическом смысле: все, кто работает в театре, стараются не произносить ее названия и не напевать песни из нее, чтобы не вызвать нечистую силу. Для мрачной трагедии придумывают безопасные синонимы — например, «шотландская пьеса», а если у кого-то невзначай все же вырвалось имя Макбета, ему придется исполнить целый ритуал — трижды обойти здание театра, плюнуть, выругаться и постучаться в дверь. Своей дурной славой произведение во многом обязано ведьмам, не раз появляющимся на его страницах, а некоторые утверждают, что трагедию проклял сам Шекспир.
2. Упавший сценарий
Самая плохая театральная примета — уронить текст сценария во время подготовки к спектаклю: это знак неизбежного провала как для актера, так и для всей пьесы. Впрочем, печальных последствий можно избежать, если сначала сесть на упавшие листы и только потом поднять их. Причем неважно, куда упал текст — на сцену, на пол или в лужу: ритуал соблюдают даже те актеры и режиссеры, которые обычно далеки от суеверий. Ну, или говорят, что далеки.
3. Свет для призраков
Мистические истории о потусторонних обитателях закулисья есть чуть ли не в каждом театре, а самое первое театральное привидение из известных — призрак афинского поэта Фесписа, который ввел в трагедию актера и впервые прочел монолог со сцены. По традиции раз в неделю (как правило, в понедельник) здание театра оставляют в полном распоряжении незримых сущностей. А вот после представления привидений стараются отпугнуть от сцены, поэтому свет на авансцене по окончании спектакля не выключают. По уставу британского профсоюза актеров на сцене всегда должно быть светло, и такое освещение называют ночным, актерским или совсем уж откровенно: светом для призраков.
4. Театральный коньяк
История умалчивает о том, почему именно этот напиток предпочитают театралы, но сегодня многие не представляют себе похода в театр без традиционной рюмки коньяка в антракте. Буфеты в российских театрах появились во второй половине 19 века, и тогда в них можно было не просто перекусить, но и плотно пообедать, в советские же времена тут порой подавали дефицитные деликатесы. Сегодня еда и напитки становятся элементом шоу: в одном из театров перед спектаклем «Москва — Петушки» публике предлагают водку, кильку и лук (жаль, что не коктейль «Слеза комсомолки»), а перед чеховской пьесой угощают яблочным вареньем.
5. Смокинг и бабочка
Такой торжественный наряд и поныне уместен на премьере в Венской опере или в Большом театре, но в целом театральный дресс-код заметно смягчился, и в 21 веке вполне можно обойтись без смокинга, вечернего платья и дорогих украшений. Деловой костюм, платье-футляр, юбка и блузка, брюки и рубашка и даже джинсы в комплекте с пиджаком — вариантов для похода в театр очень много. Неприемлемой считается только откровенно пляжная или спортивная одежда: в таком виде могут просто не пустить.