Журнал/Пить только коньяк и не говорить «Макбет»: 5 предрассудков о театре
ЖурналТоже круто

Пить только коньяк и не говорить «Макбет»: 5 предрассудков о театре

 
Thomas Münter, Wikimedia
    Журнал/Пить только коньяк и не говорить «Макбет»: 5 предрассудков о театре
    Thomas Münter, Wikimedia
    Почему на сцену нужно выходить с правой ноги, а в гримерку — с левой, что такое проклятие Макбета и зачем актеры сидят на тексте пьесы?
    Валерия Здир • 13 марта 2023

    Театр — сложный волшебный мир с удивительными традициями, неписаными законами и странными суевериями. Почему на сцену нужно выходить с правой ноги, а в гримерку — с левой, что такое проклятие Макбета и зачем актеры сидят на тексте пьесы? Тихонько (чтобы не заметили) приподнимем занавес за краешек и расскажем о происхождении самых популярных театральных правил и примет.

    1. Шотландская пьеса

    Шекспировский «Макбет» считается проклятой пьесой, причем проклятой в самом прямом, мистическом смысле: все, кто работает в театре, стараются не произносить ее названия и не напевать песни из нее, чтобы не вызвать нечистую силу. Для мрачной трагедии придумывают безопасные синонимы — например, «шотландская пьеса», а если у кого-то невзначай все же вырвалось имя Макбета, ему придется исполнить целый ритуал — трижды обойти здание театра, плюнуть, выругаться и постучаться в дверь. Своей дурной славой произведение во многом обязано ведьмам, не раз появляющимся на его страницах, а некоторые утверждают, что трагедию проклял сам Шекспир.

    В рейтинге несчастливых спектаклей за «Макбетом» следуют «Мастер и Маргарита» и «Вий», а вот «Золушка», по поверью, приносит удачу: тех, кто играет в ней, ждет карьерный рост.

    2. Упавший сценарий

    Самая плохая театральная примета — уронить текст сценария во время подготовки к спектаклю: это знак неизбежного провала как для актера, так и для всей пьесы. Впрочем, печальных последствий можно избежать, если сначала сесть на упавшие листы и только потом поднять их. Причем неважно, куда упал текст — на сцену, на пол или в лужу: ритуал соблюдают даже те актеры и режиссеры, которые обычно далеки от суеверий. Ну, или говорят, что далеки.

    Выходить на сцену нужно только с правой ноги, иначе забудешь слова или споткнешься. А вот в гримерку, напротив, заходят с левой — все по той же причине.

    • Детский музыкальный театр имени Н. И. Сац, сцена
      El Pantera, Wikimedia
      /63/ip/63ip824babgg8gggs0gcgw4so.jpg

    3. Свет для призраков

    Мистические истории о потусторонних обитателях закулисья есть чуть ли не в каждом театре, а самое первое театральное привидение из известных — призрак афинского поэта Фесписа, который ввел в трагедию актера и впервые прочел монолог со сцены. По традиции раз в неделю (как правило, в понедельник) здание театра оставляют в полном распоряжении незримых сущностей. А вот после представления привидений стараются отпугнуть от сцены, поэтому свет на авансцене по окончании спектакля не выключают. По уставу британского профсоюза актеров на сцене всегда должно быть светло, и такое освещение называют ночным, актерским или совсем уж откровенно: светом для призраков.

    4. Театральный коньяк

    История умалчивает о том, почему именно этот напиток предпочитают театралы, но сегодня многие не представляют себе похода в театр без традиционной рюмки коньяка в антракте. Буфеты в российских театрах появились во второй половине 19 века, и тогда в них можно было не просто перекусить, но и плотно пообедать, в советские же времена тут порой подавали дефицитные деликатесы. Сегодня еда и напитки становятся элементом шоу: в одном из театров перед спектаклем «Москва — Петушки» публике предлагают водку, кильку и лук (жаль, что не коктейль «Слеза комсомолки»), а перед чеховской пьесой угощают яблочным вареньем.

    Традиция есть и пить в театре уходит корнями в античность: в Древней Греции зрителям на представлениях бесплатно раздавали орехи, сушеные фрукты и наливали вино.

    • Бокал с коньяком
      /03/zq/03zqa2i8nbo00cgww8cgsok0g.jpg

    5. Смокинг и бабочка

    Такой торжественный наряд и поныне уместен на премьере в Венской опере или в Большом театре, но в целом театральный дресс-код заметно смягчился, и в 21 веке вполне можно обойтись без смокинга, вечернего платья и дорогих украшений. Деловой костюм, платье-футляр, юбка и блузка, брюки и рубашка и даже джинсы в комплекте с пиджаком — вариантов для похода в театр очень много. Неприемлемой считается только откровенно пляжная или спортивная одежда: в таком виде могут просто не пустить.

    Специалисты по этикету не советуют пользоваться духами непосредственно перед представлением, иначе в зрительном зале придется дышать коктейлем из множества ароматов.

    всего голосов: 67
    tabbar_no_yes
    Быстрый переход наверх