Журнал/Плохая погода — не помеха для пилота: как посадить самолет при любых условиях
ЖурналПолетели

Плохая погода — не помеха для пилота: как посадить самолет при любых условиях

 
    Журнал/Плохая погода — не помеха для пилота: как посадить самолет при любых условиях
    За иллюминаторами непроглядная тьма, густой туман или ливень, самолет идет на посадку, пассажиры нервно хватаются за подлокотники, но пилот хладнокровно выполняет свою работу.

      За иллюминаторами непроглядная тьма, густой туман или ливень, самолет идет на посадку, пассажиры нервно хватаются за подлокотники, но пилот с хладнокровной уверенностью выполняет свою работу. Неблагоприятные погодные условия — штатная ситуация для профессионала, так что судно наверняка приземлится благополучно, даже если полосы практически не видно. Опытный авиатор раскрывает секреты взлетно-посадочной магии.

      Визуально или инструментально?

      При свете дня, когда погода хорошая, пилоту не нужны навигационные приборы: он самостоятельно оценивает положение судна относительно полосы и выдерживает направление, доверяя собственным глазам. Это называется визуальный заход на посадку. Но если видимость затруднена, без электроники не обойтись: инструментальный метод в такой ситуации и проще, и безопаснее.

      Электронные системы подсказывают, с какой стороны самолет подлетает к месту назначения, каково расстояние до земли и в какой точке нужно находиться в данный момент в идеале.

      Самый распространенный вариант бортового указателя — черный экран с белым кругом посередине и парой движущихся линий, одна перемещается вверх-вниз, другая — вправо-влево. Тут все интуитивно понятно: если горизонтальная линия смещается вправо от центра, значит, курс нужно держать левее (и наоборот), если вертикальная уходит вверх — пилот слишком торопится с посадкой, и самолет оказался ниже, чем следует. Линии должны пересекаться ровно в центре экрана: тогда машина движется строго по траектории.

      • Пилот самолета
        /34/ur/34ury0mnolkwwww0ggg4w8c44.jpg

      Схемы подходов к аэродрому разрабатывают отдельно для каждого аэропорта. При посадке судно проходит по глиссаде — воображаемой кривой, соединяющей точку начала снижения с порогом взлетно-посадочной полосы. Еще один красивый термин — высота принятия решения, минимальное расстояние от земли, на котором пилот должен определиться — сажать ему самолет или уходить на второй круг. Если безопасность под вопросом (например, не удается установить визуальный контакт с ориентирами), звучит команда «Уходим» (go around), если все в порядке — «Садимся» (continue).

      Полностью автоматическая посадка возможна, но не всегда: бортовое оборудование должно координироваться с наземными системами, установленными на полосе или в непосредственной близости от аэродрома. Кроме того, робот не может инициировать начало снижения и заход на посадку, а также самостоятельно выпускать закрылки и шасси — теоретически это реализуемо, но наиболее ответственные решения по-прежнему доверяют не компьютеру, а человеку.

      Путеводные огни

      Разумеется, огни на взлетно-посадочной полосе — не просто эффектная иллюминация. В темноте они служат единственным видимым ориентиром, а некоторые, особо яркие, заметны издалека, даже когда над землей стелется плотный туман. Аэродромные огни образуют стробы — полоски мигающего света длиной до 500-700 м.

      Вид сверху на аэродром — пестрое разноцветье: порог взлетно-посадочной полосы очерчен зеленым, кромки — желтым, конец — ярко-красным. Глиссадные огни, определяющие траекторию, светятся слева красным и белым, синие разграничивают рулежные зоны, импульсные белые направляют на ось. А ведь есть еще огни светового горизонта, заградительные, предупредительные, осевые сигналы — сложная светомузыка, понятная лишь авиаторам.

      У небольших аэропортов зачастую не хватает средств на дорогое светосигнальное оборудование, и приходится ограничиваться огнями малой интенсивности. А некоторым попросту повезло с дислокацией: если почти всегда ясно и солнечно, нет смысла тратиться на навороченное оснащение. А вот на «сложных» аэродромах обязательно устанавливают ОВИ — огни высокой интенсивности, помогающие пилотам уверенно сажать самолет при любых условиях.

      Быстрый переход наверх