
За иллюминаторами непроглядная тьма, густой туман или ливень, самолет идет на посадку, пассажиры нервно хватаются за подлокотники, но пилот с хладнокровной уверенностью выполняет свою работу. Неблагоприятные погодные условия — штатная ситуация для профессионала, так что судно наверняка приземлится благополучно, даже если полосы практически не видно. Опытный авиатор раскрывает секреты взлетно-посадочной магии.
Визуально или инструментально?
При свете дня, когда погода хорошая, пилоту не нужны навигационные приборы: он самостоятельно оценивает положение судна относительно полосы и выдерживает направление, доверяя собственным глазам. Это называется визуальный заход на посадку. Но если видимость затруднена, без электроники не обойтись: инструментальный метод в такой ситуации и проще, и безопаснее.
Самый распространенный вариант бортового указателя — черный экран с белым кругом посередине и парой движущихся линий, одна перемещается вверх-вниз, другая — вправо-влево. Тут все интуитивно понятно: если горизонтальная линия смещается вправо от центра, значит, курс нужно держать левее (и наоборот), если вертикальная уходит вверх — пилот слишком торопится с посадкой, и самолет оказался ниже, чем следует. Линии должны пересекаться ровно в центре экрана: тогда машина движется строго по траектории.
Схемы подходов к аэродрому разрабатывают отдельно для каждого аэропорта. При посадке судно проходит по глиссаде — воображаемой кривой, соединяющей точку начала снижения с порогом взлетно-посадочной полосы. Еще один красивый термин — высота принятия решения, минимальное расстояние от земли, на котором пилот должен определиться — сажать ему самолет или уходить на второй круг. Если безопасность под вопросом (например, не удается установить визуальный контакт с ориентирами), звучит команда «Уходим» (go around), если все в порядке — «Садимся» (continue).
Путеводные огни
Разумеется, огни на взлетно-посадочной полосе — не просто эффектная иллюминация. В темноте они служат единственным видимым ориентиром, а некоторые, особо яркие, заметны издалека, даже когда над землей стелется плотный туман. Аэродромные огни образуют стробы — полоски мигающего света длиной до 500-700 м.
У небольших аэропортов зачастую не хватает средств на дорогое светосигнальное оборудование, и приходится ограничиваться огнями малой интенсивности. А некоторым попросту повезло с дислокацией: если почти всегда ясно и солнечно, нет смысла тратиться на навороченное оснащение. А вот на «сложных» аэродромах обязательно устанавливают ОВИ — огни высокой интенсивности, помогающие пилотам уверенно сажать самолет при любых условиях.