
Билет на самолет — это не только допуск на борт, это, по сути, договор, по которому авиакомпания берет на себя обязательство доставить пассажира в точку назначения либо позаботиться о нём, если с рейсом возникли проблемы. Рассказываем, на что можно претендовать в случае отмены или задержки рейса..
Как узнать об отмене или задержке рейса
Авиакомпании заранее уведомляют пассажиров о переносе времени вылета или об отмене рейса. Обычно подобные сообщения приходят на электронную почту или в СМС. Так случается, когда отмена или перенос не вызваны форс-мажором. Но задержки случаются и из-за плохой погоды, и пассажиры узнают о них уже в зале аэропорта.
Задержка рейса
Причины задержки бывают разными: погода, поломка самолета, его позднее прибытие. Все права пассажиров в этих случаях определяют Федеральные авиационные правила, Воздушный кодекс РФ и Закон «О защите прав потребителей». Дополнительные опции зависят от времени задержки. Оно отсчитывается от указанного в билете времени отправления самолета.
Если рейс задержан более чем на два часа, авиакомпания обязана предоставить прохладительные напитки. Дополнительно у пассажиров есть право на два бесплатных телефонных звонка или отправку двух сообщений по электронной почте. Сейчас, когда гаджеты уже достаточно распространены, это не очень актуально, но пассажирам стоит знать, что такая возможность у них есть.
Если рейс отложен более чем на четыре часа, авиакомпания должна обеспечить горячим питанием. Если рейс приходится ожидать больше шести часов ночью и больше восьми часов днем, то пассажирам должны предоставить номера в гостинице, бесплатно отвезти в нее и потом обратно в аэропорт. Те, кто путешествуют с маленькими детьми, имеют право на посещение комнаты матери и ребёнка.
В случае, когда пассажир не попал на вторую часть стыковочного рейса, авиакомпания должна доставить его в нужное место. Нередко для этого организуют пересадки на самолеты других компаний. Но нужно помнить, что это возможно только по единому билету. Если приобретены два отдельных билета на каждую часть полета, то решать проблему со вторым рейсом придется без помощи компании. Даже если билеты на рейсы куплены у одного авиаперевозчика.
Отмена рейса
Если рейс отменили заранее, и авиакомпания сообщила об этом более чем за сутки до вылета, то система предложит вам перебронировать билет на другой рейс. Если дата и или время устраивают, нужно подтвердить это в системе. Если нет, можно оформить вынужденный возврат и получить деньги за неиспользованный билет. При отмене рейса непосредственно в аэропорту обратитесь к представителю авиакомпании, выясните, по какой причине отменили рейс, и поставьте в посадочный талон или маршрутную квитанцию штамп об отмене. Он понадобится для получения компенсации.
Как вернуть деньги за билет
Согласно статьям 226 и 227 Федеральных авиационных правил, любой пассажир имеет право отказаться от полета из-за задержки или отмены рейса. Отказ будет считаться вынужденным, и авиакомпания в этом случае обязана вернуть деньги за авиабилет даже на «невозвратном» тарифе. Кроме того, можно потребовать с перевозчика возместить убытки, которые возникли из-за непредвиденной задержки или отмены, например за сорванные экскурсии или опоздание на автобус, поезд.
Статья 120 этих же правил дает путешественнику право и на моральную компенсацию в виде штрафа, наложенного на авиакомпанию. Правда, такую компенсацию сложно получить. Большинство причин, по которым происходят задержки и отмены рейсов, относятся к форс-мажорам, а значит — не зависящим от перевозчика. Например, за рейс, отмененный из-за плохой погоды, компанию не оштрафуют.
За возвратом нужно обращаться туда, где купили билет. Если у перевозчика, то в офис авиакомпании. Если у посредника, то в офис посредника. А вот за любыми компенсациями — только в авиакомпанию. Для этого нужно составить претензию, собрать все чеки и документы, которые подтверждают убытки. Срок предъявления претензии — полгода со дня отмены или задержки вашего рейса.