
Европейскую медицину принято считать образцово-показательной: там и инновационное оснащение, и квалифицированные кадры, и сервис на уровне. Но при ближайшем рассмотрении становится ясно, что проблем там тоже хватает. Местные привыкли, а вот приезжие наперебой жалуются на очереди, цены, бюрократию и непрофессионализм. Разберемся, какие неприятные сюрпризы может подкинуть европейское здравоохранение.
1. Страховка — всему голова
В большинстве стран Европы невозможно получить какие-либо медицинские услуги без страховки. В Австрии и Германии сумма ежемесячных взносов может составлять 15–20 % от зарплаты. Австрийский полис покрывает расходы на обслуживание в государственных медучреждениях, включая основные стоматологические процедуры. Немцы же вынуждены лечить зубы по космическим ценам (список услуг по полису минимален) либо доплачивать за расширенную страховку.
В Швейцарии размер взносов зависит от региона: накладнее всего лечиться в Базеле и Женеве, но в среднем на страховку уходит около 370 CHF в месяц. При этом первые 300 CHF в год застрахованный оплачивает самостоятельно, а затем скрупулезно собирает счета и справки, чтобы полис возместил последующие траты.
2. Запись к врачу как квест
Если в России, почувствовав себя плохо, человек идет в поликлинику, то в Европе — к врачу общей практики. Он, как правило, ведет прием в частном кабинете, и попасть к нему не так уж и просто. В Австрии терапевты прикреплены к определенным страховым компаниям, так что сперва предстоит найти своего, записаться (в лучшем случае через неделю) и просидеть в приемной несколько часов. Лечение могут назначить сразу, а могут и отправить на анализы (лаборатории раскиданы по всему городу — в одной берут кровь, в другой делают УЗИ) или к профильным специалистам (а там снова очереди).
Итальянцы и вовсе по полгода и дольше не могут попасть к профильным специалистам в госучреждениях. В частных клиниках направление от терапевта не требуется, но стоимость услуг вдвое-втрое выше, и запись минимум на неделю вперед.
3. Скорая помощь — только при угрозе для жизни
Даже сильное недомогание в Европе — не повод вызывать «неотложку». Она приезжает, только если жизнь и здоровье в серьезной опасности: например, при тяжелых травмах или подозрении на инфаркт. Задача врачей скорой — оказать минимальную помощь и как можно быстрее доставить пациента в больницу.
4. Лекарства и обследования — при острой необходимости
Во многих странах страховка компенсирует расходы на рецептурные лекарства, но врачи не спешат назначать серьезные препараты. Итальянские терапевты, как правило, ограничиваются базовыми средствами вроде ибупрофена, а хронические заболевания подтверждают неохотно, чтобы лишний раз не выдавать рецепты.
Мелочи вроде ангины почти не лечат — рассчитывают, что организм справится сам, но по факту нередко провоцируют осложнения. КТ, МРТ и другие обследования назначают лишь в крайнем случае из-за их дороговизны. А многие привычные для приезжих лекарства в аптеках не продают ввиду их недоказанной эффективности.
Что еще почитать по теме
5. Профилактика — забота самого пациента
Зато превентивная медицина во многих странах на уровне: в той же Австрии государство выделяет средства на плановые обследования в группах риска, а каждый житель страны имеет право на ежегодный медосмотр по основным показателям. А вот итальянцев удивляет наличие в России ежегодной бесплатной диспансеризации: у них лечат по факту, практически не уделяя внимание профилактике. Голландцы и вовсе стараются не ходить по врачам: вместо этого они следят за здоровьем, много гуляют и ездят на велосипедах, занимаются спортом, правильно питаются. В итоге приемные семейных докторов в Нидерландах почти всегда пустуют — за парацетамолом и впрямь проще сходить в аптеку.