Первым обратился к губернатору области Антону Алиханову архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим. Он увидел в бронзовых фигурках «персонажей языческой славянской мифологии» и «тенденцию к популяризации идей неоязычества, которая… оказывает деструктивное воздействие на тысячелетнее культурное наследие, сформировавшееся под влиянием христианства». Священнослужитель также призвал продвигать туристическую привлекательность региона «без отбрасывания народа к темным векам язычества и примитивного славянского национализма».
Следом хомлинами возмутилась депутат Облдумы от КПРФ Екатерина Королёва. Она назвала обеспокоенность архиепископа «допустимой и правильной», отметила, что Великий пост — самое время покаяться, оценить и предоставить доводы в пользу значимости установленных скульптур, а также «отменить неверно принятые решения и исправить недоразумения». В завершении своего письма представитель коммунистов выразила надежду, что ей не придется обращаться в надзорные органы.
Автор проекта Наталия Шевченко отмечает, что хомлины являются лишь шуточным проектом, а не языческими персонажами. Она надеется, что решение по их судьбе будет принято публично и демократично. Ранее глава минкультуры и туризма региона Андрей Ермак предположил, что хомлины могут стать новым символом Калиниграда — наподобие гномов-краснолюдков в польском Вроцлаве.
Как отмечает Калининград.Ru, хомлины — это своебразные мифологические домовые. Они живут рядом с людьми много лет и создают изделия из янтаря. Две фигурки хомлинов были установлены в Калининграде в 2018 г. Всего планировалось установить 7 скульптур серии в разных частях города. Их идея — заставить туристов передвигаться по Калининграду в поисках забавных фигурок, фотографировать их, попутно лучше узнавая город и продвигая его в соцсетях.