
Да, самолеты ломаются, но хотим сразу предупредить: без паники! Давайте разберемся, какие бывают поломки и насколько они опасны.
Так же, как и автомобиль, воздушная машина — техническое устройство, которое может ломаться. Запчасти и элементы корпуса изнашиваются и могут отказать, что вполне нормально. Но, в отличие от наземного транспорта, авиалайнеры проходят техосмотр ежедневно: это вопрос безопасности жизни пассажиров. Проверки производят техники и экипаж.
По статистике, больше всего подвержен поломкам двигатель, самый сложный механизм в самолете. Перед полетом техники тестируют работу моторов и проверяют уровень жидкостей с помощью бортового компьютера. Этот «мозговой центр» воздушного судна запускает тест работоспособности узлов и элементов двигателя и сигнализирует об их состоянии. Таким образом, еще на земле можно увидеть, если вышел из строя датчик, недостаточно машинного масла или произошла поломка посерьезнее. Невозможно быстро исправить ситуацию? Борт заменяют и производят необходимый ремонт.
Запуская моторы, летный экипаж отслеживает показатели силовой установки. Если вибрация фюзеляжа или температура выхлопных газов превышены, то двигатели выключают, а машину возвращают на стоянку для дополнительной проверки. Это явление нередкое, но, поскольку манипуляции проводятся до взлета, ничто не угрожает безопасности пассажиров.
Случаются также сбои в системе забора нагретого воздуха от двигателя, его охлаждения и наддува в салон: отказывает температурный датчик или заклинивает заслонку. Но волноваться не стоит: в самолете сразу включается резервная система. Такие случаи единичны, и многие пилоты ни разу в жизни с ними не сталкиваются.
Процедуры проверки четко регламентированы, и регуляторы авиационной отрасли строго следят за их соблюдением. За нарушения деятельность авиакомпании может быть приостановлена. Также представители производителей воздушных лайнеров могут приехать и проверить, как эксплуатируют их машину. Это вопрос поддержания уровня надежности и престижа самолетостроителя.