Журнал/Что такое турбулентность и стоит ли ее бояться?
ЖурналПолетели

Что такое турбулентность и стоит ли ее бояться?

 
aapsky, iStock
    Журнал/Что такое турбулентность и стоит ли ее бояться?
    aapsky, iStock
    Спойлер: паниковать точно не стоит, но и расслабляться — тоже
    Марина Абазалиева • 11 ноября 2021

    Каждый, кто хотя бы раз побыл авиапассажиром, знает: даже относительно легкая болтанка может серьезно пощекотать нервы, а небольшая воздушная яма — заставить вцепиться мертвой хваткой в поручни кресла. Что уж говорить о том, когда лайнер начинает трясти по-взрослому.

    Насколько это опасно? Что происходит, когда по громкой связи объявляют: «Наш самолет входит в зону турбулентности. Просим вас оставаться на своих местах и пристегнуть ремни»? Спойлер: паниковать точно не стоит, но и расслабляться — тоже.

    Что такое турбулентность

    Турбулентность появляется из-за вихревых потоков — лайнер трясет и кидает из стороны в сторону. Обычно завихрения воздуха разной интенсивности формируются в грозовых облаках, и когда самолет проходит по краю грозового фронта, его «лихорадит». Разумеется, пилот не полетит нарочно в скопление туч, но иногда обойти их нет возможности из-за особенностей маршрута или плотного траффика.

    Впрочем, наличие грозы необязательно: при ясном небе турбулентность может возникать из-за струйных течений в атмосфере — горизонтальных и вертикальных потоков воздуха, достигающих скорости 100 м/с.

    Спрогнозировать болтанку невозможно, она всегда начинается внезапно. У пилота несколько вариантов действий: снизить скорость судна, набрать высоту или, наоборот, спуститься ниже, чтобы изменить эшелон полета и выйти из опасной зоны.

    Сила тряски напрямую зависит от размеров самолета — чем он больше, тем менее ощутима для пассажиров турбулентность.

    Командир лайнера Airbus 320 авиакомпании «Ямал» Антон Смирнов подтверждает мнение многих опытных пилотов — турбулентность крайне редко становится причиной катастроф. Чаще всего интенсивная тряска возникает над водной поверхностью, а в воздушном пространстве России вообще нет опасных зон. Так что не стоит сильно волноваться — опытный экипаж всегда обойдет сложные участки.

    Вероятность получения травм при турбулентности возрастает, если пассажир не пристегнут и находится не на своем месте в салоне. А особенно важно в точности следовать указаниям экипажа в отношении багажа на верхних полках: не класть туда бутылки и тяжелые предметы, не пихать вещи, когда уже некуда, и всегда надежно — до щелчка — их закрывать.

    всего голосов: 291

    • Пассажир в самолете
      /3x/wo/3xwoc2u70oow040so840s8gc0.jpg

    tabbar_no_yes
    Быстрый переход наверх