Top.Mail.Ru
Журналфудпорн

Как и где готовят еду, которую подают в самолетах

 

Пассажиров кормят почти на всех регулярных авиарейсах, исключение — лоукостеры, снижающие стоимость билетов всеми доступными способами. Любознательный турист наверняка задумывался: откуда берется эта еда? Кто ее готовит? У каждой авиакомпании своя кухня или есть какая-то общая, где все перевозчики заказывают свои касалетки?

На самом деле оба варианта имеют место. Есть предприятия, специализирующиеся на авиакейтеринге. Они сотрудничают с несколькими перевозчиками, авиакомпании в свою очередь — с несколькими кухнями в разных городах. Это позволяет загружать на борт питание только для предстоящего рейса, а не возить огромное количество еды по разным странам. Многие из таких предприятий оказывают комплексные услуги: обеспечивают питание, проводят уборку, экипировку бортов.

У некоторых авиакомпаний, в России это «Аэрофлот» и «Ютэйр», есть собственные фабрики-кухни, но не во всех городах.

1. Изготовление

Отличительная особенность каждого предприятия, специализирующегося на бортовом питании, — повышенные требования к безопасности. Строго следят за качеством, не пускают посторонних, чтобы избежать массовых отравлений. В приготовлении бортовой еды не используются скоропортящиеся продукты, например, творог или сливочный крем, потому что проблемы с пищеварением никому не нужны. Особенно, пилотам — ведь еду для них делают здесь же, хотя и по особому меню.

Обращали внимание, что в самолете часто хочется именно томатного сока? Вот почему так происходит.

В цехах, как в ресторанах, готовят сразу несколько горячих и холодных блюд для разных авиакомпаний плюс специальное меню, например, диабетическое или постное. Пассажирам первого класса часто предлагают блюда высокой кухни с привлечением даже мишленовских поваров.

Последние модные тенденции авиаменю — паназиатская кухня, которая постепенно вытесняет многолетнего лидера — итальянскую.

2. Фасовка

Горячую еду фасуют в фольгированные контейнеры (касалетки) для эконом-класса и в керамическую посуду с приборами для первого и бизнес-класса. Обязательно используют маркировку, чтобы понимать, какое блюдо внутри. Холодные закуски кладут в ланч-боксы и запаивают в герметичные пакеты. Все это вместе с кондитерскими изделиями в упаковочном цехе складывают на подносы, их — на тележки, которые грациозно возят по салону стюардессы. Тележки у каждой авиакомпании свои, они отличаются по форме в зависимости от модели самолета.

Если полет длится меньше двух часов, пассажирам предлагают только ланч-бокс с холодными закусками.

3. Доставка

Заполненные тележки пломбируют и маркируют, указав время приготовления, номер рейса, пункты отправления и прибытия, время вылета, затем оправляют в аэропорт для погрузки самолет. Приготовленная еда хранится всего несколько часов, поэтому контейнеры собирают к фактическому времени вылета с учетом всех задержек. А разогревают ее в специальном шкафу в хвостовой части самолета.

Но ведь пассажиры съедают не всю еду. Никогда не задумывались, что происходит с остатками? Рассказываем!

4. Подача

Традиционно стюардесса предлагает на выбор два блюда: их должно быть поровну. Общее их количество соответствует числу пассажиров с запасом в один набор на 50 человек. Поэтому тем, кто получает еду последними, выбирать обычно не приходится.

Себестоимость одного стандартного обеда в эконом-классе — 150 RUB, что не так много в сравнении с ценами на авиабилеты. Однако содержание, погрузка контейнеров, услуги кейтеринговых компаний тоже стоят денег, отказ от всего этого и позволяет снижать тарифы.

А вот вам 5 умных терминов, которыми можно выпендриться во время полета.