Журналполетели

Бюджетные авиакомпании: как все устроено?

 

Бюджетная авиация зародилась в западных странах и с недавнего времени пользуется популярностью в России. Дешевизна перелетов достигается отказом от некоторых сервисов, снижением комфорта на борту и ограничениями в возможности сдать билет.

Когда лоукостеры только начали появляться на рынке, для привлечения внимания пассажиров первые билеты продавались по смешным ценам — 1-10 EUR. И даже сейчас, когда дискаунтеры в рекламе не нуждаются, у пассажиров есть возможность слетать на небольшие расстояния всего за 15-30 EUR.

За счет чего бюджетные авиакомпании достигают столь привлекательных цен выяснил Skyscanner.

В чем подвох?

Никаких подводных камней здесь нет, ценообразование вполне оправдано. В целом, лоукостер предоставляет именно перелет, а дополнительные опции пассажир выбирает на свой вкус и кошелек. Ниже мы рассмотрим, на чем экономят авиакомпании, разрабатывая дешевые рейсы.

Аэропортовый сбор

Плату за прием и отправку самолетов, уборку салонов, погрузку и разгрузку багажа и пр. перевозчики включают в цену авиабилетов. Иногда расходы на эти услуги превышают стоимость самого перелета и зависят от того, насколько оборудованы аэропорты и на каком расстоянии от города они находятся. Иногда лоукостеры приземляются на удобно расположенных, но устаревших аэродромах, которые берут меньшую оплату для того, чтобы как-то выживать.

Но это еще не все: на способе доставки на борт тоже можно существенно сократить расходы, ведь автобусы, колесящие по летному полю, требуют топлива, ремонта и рабочей силы водителей. Азиатский лоукостер «Эйр Эйша» иногда не использует «рукава» и наземный транспорт — пассажиры идут до самолета сами.

Время полета и выбор рейсов

При всей привлекательности цены за билет время вылета и прилета может перечеркнуть экономию: если общественный транспорт в эти часы не ходит, придется потратиться на такси или провести дополнительные часы в ожидании рейса. Ночные прием и отправка самолетов обходятся дешевле, и это влияет на величину расходов.

Как урвать самый дешевый билет у Победы? Рассказываем о своем опыте:

Время покупки билетов

Ранняя продажа выгодна всем: клиенты платят меньше, а авиаперевозчик пользуется несколько месяцев их деньгами, получая таким образом беспроцентный кредит. Его гарантированно не придется возвращать, поскольку тариф не предполагает сдачу билета. В некоторых случаях пассажир может вернуть сумму аэропортового сбора, но за такую опцию придется доплатить.

Заполнение свободных мест

По данным международной ассоциации воздушного транспорта IATA, средняя заполняемость бортов — около 70 %. И цены на билеты устанавливаются таким образом, чтобы окупить весь салон, включая пустующие кресла. То есть пассажиры платят за себя и частично за свободные места. Также, в надежде на заполнение самолета, авиакомпании иногда устраивают распродажи и получают дополнительный доход.

Вообще, чем больше людей перевозят за один рейс, тем он выгоднее. Лоукостеры даже заказывают суда с большим количеством посадочных мест, то есть салоны получаются более тесные. А за дополнительное пространство для ног или место у окна придется доплатить. При наличии свободных кресел можно спросить у стюардессы разрешения пересесть либо предложить соседям поменяться.

Каналы продажи билетов

Поскольку содержание собственных офисов и сотрудников довольно дорого, бюджетные авиакомпании продают билеты через интернет. При этом они не задействуют агентскую сеть и партнерские сайты, чтобы не тратиться на комиссионные. Регистрируя пассажиров на рейс через всемирную сеть, лоукостеры освобождают их от лишних расходов.

Эксплуатация самолетов

Экономичные перевозчики комплектуют парк в основном из самолетов возрастом до 5 лет, чтобы избежать возможного ремонта. По достижении этого рубежа машины продают крупным авиакомпаниям, которые могут позволить себе держать штат механиков для технического обслуживания парка. Это не значит, что регулярные рейсы более опасны — срок эксплуатации самолетов превышает 20 лет.

Парковка воздушного транспорта тоже стоит денег, и лоукостеры стараются как можно дольше держать его в воздухе. Таким образом, их работа напоминает режим маршруток: череда взлетов и посадок с перерывом на уборку салона и ночевку в своих хабах.

Питание на борту

Питание — еще одна значительная статья экономии, поэтому на бюджетных рейсах пассажиров не кормят. Желающие имеют возможность перекусить в полете за отдельную плату, заранее поесть в аэропорту или заказать еду при покупке билета. Многие пассажиры проносят с собой на борт бутерброды, печенье и другую снедь — на это, как правило, бортпроводники закрывают глаза.

Развлечения

Обычно самолеты лоукостеров не оборудованы мультимедийными системами, которые используются у обычных перевозчиков. Но некоторые из них («Флайдубай») предоставляют мониторы, встроенные в спинки кресел, в пользование за отдельную плату. Пассажиры могут использовать и собственные гаджеты, а в современных лайнерах есть розетки для подзарядки электронных устройств.

Багаж

Выгодные цены имеют оборотную сторону — ограничения по бесплатному провозу багажа. Обычно в салон разрешают брать ручную кладь габаритами 55×40×20 см и весом до 8 кг. У «Победы» очень строгие требования к размерам, проверка производится у стойки регистрации. Пассажиру, сумка которого не влезла в мерочный ящик, придется доплатить, за каждое место багажа нужно вносить отдельную сумму, иногда сравнимую с ценой на билет. Наиболее бережливый вариант оплаты — на сайте при покупке авиабилета. Некоторые умельцы надевают на себя несколько слоев одежды и распихивают мелкие вещи по карманам.

Не стоит забывать о запретах на провоз жидкостей: количество каждой емкости не должно превышать 100 мл, а максимальный объем — 1 л.

Конкуренция среди лоукостеров

Несмотря на ценовую привлекательность, бюджетные компании конкурируют меду собой. Некоторые из них выбирают удобно расположенные аэропорты (испанский «Вьюлинг» (Vueling)), а кто-то славится широкой географией полетов (ирландский «Райнэйр» (Ryanair)).

Но есть лоукостеры, которые в погоне за сокращением расходов урезают удобства клиентов до плохо переносимого уровня. Иногда при посадке пассажиры штурмом берут места. Бывают задержки рейсов, сбои в регистрации, проблемы с поиском багажа и низкое качество обслуживания.

Систему экономии взяли на вооружение некоторые обычные авиалинии: для привлечения клиентов они предлагают билеты с минимальными опциями и всевозможными ограничениями, позволяющими экономить на поездках. Также многие перевозчики время от времени устраивают акции и распродажи, на которых скидка доходит до 30-35 %.