Когда пассажиры заходят в самолет, салон почти всегда выглядит прилично: полы вычищены, поверхности протерты, мусор собран, кресла и столики приведены в базовое положение. За авиауборку отвечают специальные клининговые бригады, вооруженные промышленным оборудованием и целым арсеналом дезинфицирующих средств. Но время стоянки ограничено, площадь значительная, труднодоступных мест в салоне хватает, да и человеческий фактор еще никто не отменял. Поэтому стюардессы, к примеру, не рекомендуют класть малышей голой попой на пеленальные столики. Впрочем, в салоне немало и других мест, чистота, скажем так, не гарантирована.
Откидные столики
Столики моют лишь при наличии серьезных загрязнений, а если времени в обрез, могут и вовсе не проверять. А ведь неизвестно, что здесь ели и пили, да и вообще использовали ли поверхность по назначению. Некоторые особо гибкие пассажиры умудряются закидывать на столик ноги (правила авиаэтикета им явно неведомы), а иным родителям лень нести чадо до туалета, и подгузник меняется «на месте».
Подлокотники и подголовники
С подлокотниками все ясно: их постоянно поднимают и опускают, кладут руки (а дети — еще и ноги), а значит, салфетка и антисептик определенно пригодятся. Но что с подголовниками? Эксперты предупреждают: там могут размножаться стафилококки и бактерии, вызывающие фарингит. Все потому, что после коротких рейсов чехлы не меняют, а вылетов может быть по 4–5 в день.
Ремни безопасности
Если мысль о дезинфекции столиков и подлокотников иногда посещает ответственных пассажиров, то о ремнях безопасности не задумывается никто, тогда как пользуются ими абсолютно все. Корреспонденты популярного утреннего телешоу Today однажды взяли анализы и удивились: помимо прочих гадостей на пряжках живут ацинетобакторы, причисленные ВОЗ к списку наиболее опасных бактерий в мире.
Замки и сенсорные экраны
Замки на полках для ручной клади трогают часто, а очищают редко. Что уж говорить о дверях туалета: защелкнув замок, стоит тщательно вымыть руки с мылом, а покинув санузел, протереть для надежности влажной салфеткой. Экраны с тачскрином — тоже миниатюрные минные поля: кто знает, какие микроорганизмы обитали на кончиках пальцев пассажиров, выбиравших фильмы и музыку. «До кучи» стоит протереть и верхнюю панель с кондиционерами, светом и кнопкой вызова — ровно по тем же причинам.
Подушки и пледы
На борту всегда прохладно, и замерзающие пассажиры просят у стюардов пледы. Зачастую они упакованы в целлофановые пакеты и кажутся новыми или, по меньшей мере, только что постиранными. На самом деле, вполне вероятно, что их попросту аккуратно сложили после предыдущего рейса. Одеяла, скомканные в верхних отсеках, и вовсе не стоит брать в руки: лучше заранее подобрать правильную одежду для перелета и захватить теплую кофту с носками.
Туалеты
Туалет — не самое приятное место в самолете, особенно если рейс продолжительный. Тесные помещения вообще загрязняются молниеносно, а тут столько дополнительных факторов риска: малейшая турбулентность разбрызгивает воду из раковины, мусорные корзины переполняются — идеальная среда для кишечной палочки и прочей заразы.
По регламенту стюардессы должны проверять туалеты каждые 15 минут, но их основная задача — выявление возгораний, курения и неисправностей. Конечно, они могут убрать с пола бумагу, распылить освежитель или залить в унитаз колу для экспресс-очистки, но полноценной уборки не будет до приземления. О гигиене придется заботиться самостоятельно: как минимум, дотрагиваться до дверных ручек, кнопок смыва и крышек унитаза только через бумажные полотенца.
Кармашки на креслах
Казалось бы, авиатуалеты должны быть бесспорными рекордсменами по антисанитарии, но нет: по мнению авиаторов, кармашки на спинках кресел почти такие же грязные. В них складируют мусор, использованные носовые платки, салфетки и подгузники, постстыковочные носки (которые иногда там же и забывают). А ненароком просыпанные остатки еды? А замусоленные бортовые журналы? В общем, вы нас поняли.