
Водная арка, или водяные ворота, при встрече нового рейса — один из самых ярких и зрелищных авиационных ритуалов. Это красивое, знаковое и довольно редкое событие, неизменно попадающее в дайджест теленовостей, способно заворожить не только увидевших его зрителей, но также пилотов и пассажиров подвергшегося «купанию» воздушного судна. По всеобщему мнению, такой водный салют производит впечатление, ничем не уступающее настоящим фейерверкам.
Истоки традиции
Обычай пропускать самолет через водную арку уходит корнями в морскую традицию приветствовать салютом береговых батарей корабли, уходящие в первое плавание или впервые входящие в тот или иной порт. В 20 веке почетная обязанность перешла к пожарным катерам, встречающим суда направленными вверх мощными струями водяных пушек.
Впервые водная арка над приземлившимся самолетом поднялась в начале 1990-х в американском аэропорту Солт-Лейк-Сити. Этим ритуалом авиакомпания «Дельта Эйрлайнз» торжественно проводила на пенсию одного из своих заслуженных пилотов-ветеранов, положив таким образом начало новой авиационной традиции, быстро распространившейся по всем аэропортам мира, независимо от их статуса и размера.
Для кого открыты водяные ворота
Знаковых моментов для организации торжественной встречи воздушного судна на взлетно-посадочной полосе или рулежной дорожке не так уж и много. Этого почетного ритуала удостаиваются:
- Самолет, совершивший первый рейс по новому для авиакомпании маршруту.
- Самолет, отправляющийся в последний рейс из какого-либо аэропорта.
- Самолет компании, отмечающей какое-либо знаменательное событие: круглую дату со дня основания или круглую цифру общего числа полетов.
- Новая модель воздушного судна, совершившего свой первый полет.
- Самолет под управлением пилота, уходящего в отставку.
- Самолет компании, возобновляющей рейсы в аэропорт после долгого перерыва.
Организация праздника
Несмотря на кажущуюся простоту, подготовка торжественного мероприятия требует согласования с авиадиспетчерами аэропорта, наличия как минимум 2 пожарных машин с мощными водометами, расчета скорости ветра и его направления. Чтобы подготовить пассажиров, командир воздушного судна заранее предупреждает их о необычной процедуре встречи на земле.
Пожарные машины становятся друг напротив друга по обе стороны совершившего посадку воздушного судна на безопасном расстоянии и по команде диспетчера включают пожарные стволы, обрушивая на самолет весь запас воды — до 6000 л каждая.
Во многих случаях в качестве почетного эскорта привлекается автомобиль сопровождений — follow-me-car, чтобы указать экипажу впервые прибывшего в аэропорт самолета правильный путь к стоянке.
Безопасность
Водная арка для самолета — процедура совершенно безопасная. За время эксплуатации любому воздушному судну не раз случается попадать в грозовую облачность, преодолевая куда более существенный натиск воды.
Правда, случаются и казусы. Так, 20 сентября 2018 г. при встрече рейса компании Saudi Airlines в Международном аэропорту Дубая оператор пожарной машины умудрился мощной струей воды разблокировать бортовую дверь самолета.