Журнал/Волжские финны: кто такие, когда появились и где проживают
ЖурналТоже круто

Волжские финны: кто та­кие, ког­да по­я­ви­лись и где проживают

 
Victor Seleznev, Shutterstock
    Журнал/Волжские финны: кто такие, когда появились и где проживают
    Victor Seleznev, Shutterstock
    Волжские финны — группа финно-угорских народов, исторически проживающих в бассейне реки Волги и ее притоков
    Игорь Синельников • 01 апреля 2025

      Волжские финны — группа финно-угорских народов, исторически проживающих в бассейне реки Волги и ее притоков. Их самобытная культура, языки и традиции формировались на протяжении многих столетий, переживая периоды расцвета и упадка, а также влияние соседних культур. «Тонкости» собрали все самые интересные факты об этих народах.

      Как появились волжские финны?

      Проследить точную историю появления волжских финнов сложно, этот вопрос все еще вызывает дискуссии в научном сообществе. Однако археологические находки и лингвистические исследования позволяют предположить, что их предки заселили территории Поволжья и Приуралья в глубокой древности — возможно, еще в третьем тысячелетии до Рождества Христова.

      Языки и мифология финно-угров свидетельствуют, что они поддерживали связь с индо-иранцами. Позднее этническое сообщество распалось на угорскую и финно-пермскую группы, а из последней в числе прочих выделилась волжско-финская подгруппа.

      В регионе расселения финно-угров существовало несколько различных культур, которые жили достаточно далеко друг от друга. Скорее всего, именно поэтому они не смогли создать единое государство. Однако распространение сельского хозяйства, развитие ремесел и торговых связей способствовали формированию постоянных поселений. Племена финно-угров входили в состав Казанского ханства и долгое время выплачивали дань булгарским ханам.

      Жители Руси начали заселять территорию финских племен с 16 века.

      Местные народы не хотели подчиняться русским правителям. Однако новые законы, обычаи и традиции постепенно стали укореняться среди волжских финнов.

      • Мужчина в национальной финно-угорской одежде
        /05/6j/056jnobj18jggc40kc8wkg4go.jpg

      Поволжско-финские народы

      Финно-угорские народы насчитывают порядка 25 млн человек. К ним относится 24 разных народа, 17 из которых живут на территории России. Этнические границы финно-угров никогда не были четко определены: взаимодействие с соседними народами обеспечивало постоянный обмен культурными обычаями и традициями.

      Языки волжских финнов, хоть и имеют общее происхождение от финно-угорского языка, со временем распались на несколько диалектов и наречий, которые сохранились до наших дней. Так, современные дети финнов, марийцев, удмуртов, мордвы и других групп изучают в школах национальные языки.

      Исследователи разделяют финно-угров на несколько подгрупп: угорская, прибалтийско-финская, саамская, пермская и волжско-финская. Само понятие «волжские финны» объединяет несколько этнических групп, среди которых есть несколько наиболее известных.

      Мордва

      «Мордва» — это историческое собирательное название, объединяющее субэтносы эрзян и мокшан. Мордвины говорят на двух разных языках: мокшанском и эрзянском. Лингвисты относят их к приволжской группе финно-угорских языков уральской языковой семьи. Большинство мордовцев исповедуют православие, но некоторые до сих пор верны традиционным народным верованиям.

      • Традиционная одежда народа эрзя
        Igor Ulitin, Shutterstock
        /3r/ez/3rezlzengc6cswo8socgkscw0.jpg

      Мордовский округ был создан в составе Советского Союза в 1928 г. Этнографы предлагали назвать его Эрзяно-мокшанским, но ВЦИК и СНК отказались от этой идеи, потому что «мокша» и «эрзя» не были на слуху. В наше время термин «мордва» используется реже, предпочтение отдается более точным названиям этнических групп.

      Эрзя

      Эрзяне — один из самых многочисленных поволжско-финских народов: к нему принадлежит свыше 50 тыс. человек. Они проживают преимущественно в Республике Мордовия, в бассейнах рек Мокша и Сура, а также в Самарской, Костромской и Оренбургской областях. Культура эрзян богата традиционными ремеслами, народными песнями и танцами. В последние годы активизировалось движение по сохранению и развитию эрзянского языка и культуры, так, на местном языке издаются газеты и журналы.

      Народность шокша

      Шокша — малочисленная этническая народность эрзян, насчитывающая около 10 тыс. человек. Шокшане проживают в Теньгушевском и Торбеевском районах Мордовской республики. Местные люди говорят на шокшанском диалекте эрзянского языка. К сожалению, культура этой этнической подгруппы подверглась значительному влиянию соседних народов, и в настоящее время она находится под угрозой исчезновения. Сохранение языка и традиций шокши — важная задача для этнографов и лингвистов.

      Мокша

      Мокшане — второй субэтнос мордовского народа, проживающий в основном на западе Мордовии. Группы мокшан встречаются также в Пензенской, Самарской и Оренбургской областях, на юго-западе Татарстана. По переписи населения 2021 г., численность мокшан 12 тыс. человек. Их язык, мокшанский, также относится к приволжской группе финно-угорских языков. Несмотря на схожесть мокшанского и эрзянского языков, их носители с трудом понимают друг друга. Культура мокшан имеет много общего с культурой эрзян, но обладает своими уникальными чертами.

      • Фестиваль финно-угорских народов
        /bb/nx/bbnx10fd0iok0ogg4g880sgcs.jpg

      Каратаи

      Каратаи — локальная этническая группа мокшан, на сегодняшний день насчитывающая менее ста человек. Они проживают всего в нескольких местах Камско-Устьинского района Республики Татарстан, например, в деревнях Мордовский Каратай, Заовражный Каратай, Балтачево, в поселке Куйбышевский Затон. Каратаи сильно ассимилированы татарским народом, но все еще сохраняют мокшанское самосознание. Они говорят на татарском диалекте мокшанского языка. Сегодня народность продолжает русифицироваться, поскольку каратайские дети получают образование в русских школах и университетах, а затем уезжают в города.

      Терюхане

      Терюхане — еще одна народность эрзян, жившая в селениях Нижегородской области. Во Всероссийской переписи населения 2002 г. встречается лишь 15 человек, назвавших себя терюханами. К настоящему времени эта этническая группа полностью слилась с русским населением.

      Терюхане имели богатую собственную культуру, отличную от других мордовцев. Разнообразен был их песенный фольклор, а свадебные и похоронные обряды походили на магические. Духовная и материальная культура терюхан, например орнаменты в одежде, указывают на их древнее дохристианское происхождение.

      Традиции и обычаи поволжско-финских народов

      Традиции и обычаи поволжско-финских народов во многом схожи, но имеют и свои особенности. В основе их культуры лежит тесная связь с живой природой Поволжья. В ранних языческих верованиях мордвы особенно почитались деревья: считалось, что в них живут души умерших или еще не родившихся людей. В Нижегородской области до сих пор сохранились десятки эрзянских священных рощ, но сейчас в них уже никто не молится.

      • Лес с прудом посередине, Нижегородская область
        /8x/v8/8xv85gi8bscosc8kckksw0s0s.jpg

      Народные промыслы эрзян и мокшан тесно связаны с их сельскохозяйственным образом жизни. Значительное место занимает обработка дерева: изготовление домашней утвари и художественная резьба по дереву, особенно распространенная у эрзян. В Пермском крае в 17–19 вв. процветала традиция храмовой деревянной скульптуры. Широко распространилось гончарное дело, рождавшее уникальную по форме и орнаментации глиняную посуду. Важное место заняли ткачество и вышивка: женщины ткали полотно из шерсти и льна, создавая узорчатые ковры и одежду.

      Национальный костюм эрзян и мокшан, различающийся в зависимости от региона и социального статуса, был ярким и насыщенным украшениями. Женская одежда отличалась многослойностью с использованием длинных рубашек, сарафанов, фартуков, украшенных вышивкой. Мужской костюм состоял из рубахи, штанов, кафтана или шубы, обычно дополнялся поясом и головным убором. Цветовая гамма часто включала красный, белый и черный цвета, символизирующие жизненные силы, чистоту и землю. Серьги, бусы и ожерелья выполнялись из металла, бисера и других материалов. Издревле для украшений был характерен «пермский звериный стиль» — бронзовые изображения зверей и птиц. Волжские финны носили металлические шумящие подвески, чтобы отпугивать злых духов.

      Устное народное творчество мордвы богато мифами, легендами, сказками, пословицами и поговорками. Мифы рассказывали о сотворении мира, о богах и духах, о происхождении народа. Легенды передавали исторические события и объясняли природные явления. Многие мотивы фольклора отражают тесную связь финно-угорских народов с природой и их религиозными верованиями. Часто встречаются образы лесных животных (медведей, лосей, водоплавающих птиц) и волшебных существ.

      Политеизм и поклонение духам природы у волжских финнов в чем-то схоже с шаманизмом. Для него характерны «астрономические» мифы об охоте на небесного оленя, медведе-прародителе, спустившемся с неба, о Млечном Пути как небесной дороге перелетных птиц и т. д. После христианизации языческие верования постепенно переплелись с православными, но многие обряды и суеверия сохранились.

      • Деревянные тотемы перед палаткой
        /72/5u/725u10zeasg0so4k888w8ss04.jpg

      Жизнь эрзян и мокшан тесно связана с сельскохозяйственным календарем, отражающимся во множестве праздников и обрядов. Например, весенние праздники посвящены пробуждению природы и началу полевых работ, а осенние обряды заговаривают на хороший урожай и защищают от неурожая.

      Влияние других культур, особенно русской, привело к изменению или даже исчезновению многих традиционных обычаев и верований мордвы. В настоящее время представители волжских финнов активно стараются возродить и сохранить свою культуру.

      Что еще почитать по теме

      Вопрос-ответ

      Чем отличаются мокша и эрзя?

      Мокша и эрзя — это два отдельных поволжско-финских народа со своими уникальными языками, культурами и традициями, хотя и имеют много общего в силу исторической близости и общих корней. Различия проявляются в диалектах, фольклоре, традиционных ремеслах и некоторых обычаях.

      Самое очевидное различие — это язык. Эрзянский и мокшанский языки, хотя и принадлежат к одной приволжской группе финно-угорских языков, имеют существенные отличия в фонетике и грамматике. Например, некоторые звуки, которые есть в одном языке, отсутствуют в другом, а слова, обозначающие одни и те же понятия, могут звучать по-разному. Поэтому носителям этих двух языков сложно понимать друг друга.

      И эрзяне, и мокшане четко осознают свою этническую принадлежность. Они идентифицируют себя как отдельные народы со своей историей, хотя и признают общие корни.

      Почему мордва плохой народ?

      В народном творчестве есть много стереотипов о менталитете мордовцев. Например, есть такие поговорки, как «мордовский гвоздь — сучок», «упрямый как мордвин» и «мордвина разве сдвинешь?». Этнопсихологи среди национальных черт мордвы отмечают их консерватизм, изолированность, молчаливость и замкнутость. Такие черты характера легко объясняются природно-географическим положением, образом жизни и желанием народа сохранить свою идентичность. Хотя некоторые этнографы, напротив, отмечали добродушие, рачительность, трудолюбие и гостеприимство мордвин.

      • Люди в национальных финно-угорских одеждах
        /al/s5/als5cnhm93k8sskwgc44kkgc0.jpg

      Большую роль в этом вопросе играет и взаимная характеристика соседских народов. Например, чуваши считали мордвин ленивыми и безинициативными, а мордва называла чувашей мелочными и хитрыми. Несмотря на это, между народами часто заключались браки, а люди перенимали друг у друга лучшие черты характера и бытовые привычки.

      Как и любой другой этнос, мордва представлена индивидуальными личностями со своими недостатками и достоинствами. Некоторые черты национального характера только дополняют менталитет народа, но не делают его хорошим или плохим.

      Существует ли шокшанский язык?

      Шокшанский язык — один из диалектов приволжской группы финно-угорских языков, близкий к эрзянскому. Он был распространен среди народности шокша, но сейчас находится на грани исчезновения. Осталось очень мало людей, которые владеют этим языком, а многие из оставшихся носителей — старики, и язык не передается следующим поколениям. В повседневной жизни шокшанский язык все меньше используется даже среди шокшан, уступая место русскому. Более того, в отличие от эрзянского и мокшанского языков, шокшанский не имеет единой письменной нормы, литературного языка и учебных пособий, а это затрудняет его изучение.

      Шокшанский язык никак не представлен в медиа: на нем не издаются газеты, не ведутся радио- и телепередачи. Поэтому шокшанский язык не выполняет свою коммуникативную функцию и существует лишь в виде исторического и лингвистического наследия.

      Заключение

      В заключение можно сказать, что волжские финны — группа финно-угорских народов с богатой историей, уникальным мировоззрением и традициями. Несмотря на значительное слияние с другими культурами, они продолжают отстаивать свою самобытность. Понимание их истории и культуры важно для сохранения многообразия народов России.

      tabbar_no_yes
      Быстрый переход наверх