
Изучать российские регионы можно в рамках поездок на поезде, самолете или автобусе, но настоящую свободу передвижения дарят только автопутешествия. Особенно если в планах — добраться туда, куда еще не проложили рельсы, а автобусы ходят только по большим праздникам. Евразийское содружество специалистов туриндустрии ЕСОТ при поддержке Агентства развития туризма Рязанской области устроило автопробег «PROстранствие», во время которого участники увидели не только рязанский кремль, но и побывали в есенинских Спас-Клепиках, заглянули в огромную Троицкую церковь в Гусе-Железном и попробовали татарскую кухню в Касимове.
Рязань: кремль, ВДНХ и грибы с глазами
200 км, разделяющие Москву и Рязань, машины автопробега KGM Torres и KGM Rexton преодолевают всего за 2,5 часа. Выпив утренний кофе в кафе на одной из заправочных станций на федеральной трассе М-5 «Урал», отправляемся в самое сердце города — рязанский кремль. Оставить авто можно на подземной парковке в ТРЦ «Малина»: он находится в историческом центре города.
Крепостных стен рязанский кремль лишился еще в екатерининские времена, но внушительные земляные валы до сих пор окружают его территорию. Солнце сияет на куполах древних храмов и золотит шпиль 83-метровой Соборной колокольни.
Трехэтажный Успенский собор построили в 17 веке. Храм просто огромный: его высота достигает 72 м, а внутренняя площадь — 1600 м². До 2026 г. собор находится на реставрации, попасть внутрь, чтобы увидеть грандиозный деревянный иконостас, нельзя. Зато любоваться снаружи можно сколько угодно, ведь есть чем: например, затейливой белокаменной резьбой наличников. На первом этаже они украшены виноградными лозами, на втором — лозами и гранеными колоннами, а на третьем — колоннами с гранями, переходящими в завиток.
Рязань была религиозным центром, сюда съезжались на богомолье и простые странники, и высокопоставленные служители. Для первых даже открыли Гостиницу черни: просторное здание, где приезжие монахи-чернецы могли отдохнуть с дороги и остановиться на ночлег.
Познакомившись с Рязанью старинной, отправляемся изучать советскую историю на ВДНХ. Для этого не нужно возвращаться в Москву — в Рязани есть своя ВДНХ. В 1950-е гг. в городе регулярно проводили крупные выставки народного хозяйства и ярмарки. Чтобы всем хватало места, было решено построить павильоны — совсем как в Москве. Здесь даже были свой ипподром, животноводческий комплекс со свинарниками и птичниками, фонтаны с живой рыбой и ветрогенератор.
Открылась рязанская ВДНХ в 1955 г. и была известна как Торговый городок. Он просуществовал аж до середины 2000-х, но затем все же оказался заброшен. Благодаря городским активистам рязанская ВДНХ буквально восстала из пепла: павильоны отреставрировали, территорию облагородили, а в 2023 г. открыли для жителей и гостей города. Сейчас в сталинских павильонах расположены магазины локальных брендов и рестораны.
Кроме знаменитой скопинской керамики, здесь представлены корзинки из шиловской лозы, затейливая вышивка «кадомский вениз», михайловское кружево, статуэтки и игрушки, вырезанные вручную из дерева. Больше всех впечатляет кадомский вениз: этой технике русские вышивальщицы учились у венецианских еще при Петре I. Работа кропотливая и трудоемкая. Например, создание огромного столешника «Финист» заняло 412 часов, то есть почти 2 месяца, если работать без выходных по 8 часов в день.
Славна Рязань не только промыслами, но и знаменитыми уроженцами. О главном рязанце Сергее Есенине слышали все, но мало кто знает, что и академик Иван Павлов родился и вырос на рязанской земле. В городе сохранился отчий дом физиолога, куда можно попасть во время экскурсии. Отец Павлова был священником, но лишь один из его сыновей стал священнослужителем: остальные предпочли религии науку. В просторном доме-музее почти половина экспонатов помнит юного Павлова: музыкальная шкатулка, мебель в отцовском кабинете, буфет, откуда маленький Ваня с братьями таскал сахар. У дома разбит большой сад, где цветут и плодоносят яблони и груши. А в укромном уголке разместилась площадка для игры в крокет и городки. Павлов, кстати, был страстным городошником: с помощью биты легко разбивал даже самые сложные фигуры. Традицию игр в музее чтят до сих пор. В хорошую погоду в музее можно поиграть в городки или крокет, записавшись заранее.
Начать можно с памятника Евпатию Коловрату — легендарному защитнику Рязани от монгольских воинов. Всадник с воздетой рукой обращен в сторону юга, откуда шли неприятели, и прикрывает своей спиной Рязань. К сожалению, в сражении город пал, а Коловрат погиб. Однако его отвага так восхитила монгольского хана, что он сказал: «Если бы все мои воины были такими, как он, я бы захватил весь мир».
На Почтовой улице сохранились дореволюционные особняки, где располагались лавки, постоялые дворы и даже гостиница для лошадей! Говорят, она пользовалась небывалым спросом: скакуны находились здесь на полном пансионе. Рассматривая архитектуру, легко пропустить еще один «бренд» Рязани — грибы с глазами. Поговорка, кстати, берет начало в глубине веков. По срезанным и сбитым грибам рязанские воины определяли, где прошли чужаки. Грибы были их «глазами», помогающими вовремя подготовиться к атаке. Миниатюрные скульптуры антропоморфных грибов разбросаны по всему городу: можно устроить целую прогулку-квест, собирая «лукошко».
Спас-Клепики: колыбель есенинского таланта
Крохотный городок Спас-Клепики находится в 80 км от Рязани: сюда легко доехать всего за час. Здесь находится второклассная церковно-приходская школа, где юный Есенин получал профессию учителя. Именно в этих стенах рождались первые строки есенинских стихов и именно здесь его талант разглядел учитель Евгений Хитров. Школа была интернатом: ученики могли не только получать образование, но и ночевать в ее стенах. Сейчас в здании школы находится филиал Музея-заповедника Сергея Есенина.
Среди интересных экспонатов — табель об успеваемости юного Сережи и восстановленный интерьер учебного класса. Можно даже посидеть на «есенинском» месте и попробовать «поймать за хвост» капризную поэтическую музу.
Касимов: татарские мотивы в мещерских лесах
Касимов находится в примерно в 150 км от Рязани и Владимира. Спрятанный среди мещерских лесов и болот городок когда-то был центром Касимовского царства — земли на берегу Оки царевичам Касиму и Якубу были пожалованы московским князем Василием Темным, дедом Ивана Грозного. Татарский след в истории виден до сих пор: город делится на 2 части — татарскую и русскую, а Ханская мечеть с минаретом 15 века считается символом города. Участникам автопробега удалось даже подняться на верхнюю площадку минарета — такая честь оказывается далеко не всем туристам. С высоты открывается вид на центр города и Оку.
Если Москва — город на 7 холмах, то Касимов — город на 7 оврагах. Преодолев тот, что тянется от Ханской мечети, туристы попадают в русскую часть Касимова. На Соборной площади сохранились здания торговых рядов, построенных после войны с Наполеоном. 2 здания еще ждут реставрации, а одно уже полностью готово и работает по прямому назначению.
Рядом с торговыми рядами — музейный уголок: бок о бок здесь разместились музей денег, музей бабочек с самой большой в мире коллекцией брошей-бабочек, музей «Касимовская невеста» и музей вырковского промысла. За такую концентрацию Касимов даже удостоился записи в реестре рекордов России: на одной версте здесь находятся 15 музеев и выставочных пространств.
В залах музея вырковского промысла можно узнать об истории гончарного дела, зародившегося в деревнях Вырково и Ярыгино. Вырковские глиняные игрушки-свистульки поставлялись даже к царскому двору: известно, что сын Николая II царевич Алексей имел такую в своей коллекции. Неудивительно, ведь игрушки не только изображали животных, но и издавали похожие звуки: если дунуть в глиняного медведя, он заревет, свинка захрюкает, а петушок закукарекает. Игрушкам посвящен целый музейный зал, где глиняные зайчики, кони и олени будто заблудились в настоящем лесу: постаменты декорированы натуральным мхом, а вокруг слышится птичье пение. Вырковский промысел продолжает жить: при музее работает мастерская, где дети учатся работать с глиной, а все желающие могут пройти мастер-класс по керамике.
Почувствовать разницу между касимовскими и казанскими татарами можно в дегустации национальных блюд. Жареные в масле пирожки с мясной начинкой, известные в Татарстане как перемячи, в Касимове называют переписами. Наряду с куриной лапшой на стол ставят и молочный суп. А для дорогих гостей готовят необычный плов: его запекают в тесте и разрезают только при подаче на стол. На десерт касимовские татары готовят ляваш. Во время мастер-класса можно увидеть все этапы приготовления лакомства: сначала тесто тонко раскатывают, затем разрезают на треугольники, кладут начинку из сухофруктов, а затем пару секунд обжаривают в масле на сковородке. Отличным аккомпанементом к касимовскому лявашу будет традиционный чай с травами.
Гусь-Железный и Погост: спрятанные жемчужины
На обратной дороге из Касимова стоит заглянуть в Гусь-Железный. В небольшом поселке на реке Гусь заводчики Баташевы разместили свое производство чугуна и железа: отсюда и необычное название. Доминанта поселка — грандиозная Троицкая церковь. Такой храм совсем не ожидаешь увидеть в поселке, где живут всего 5000 человек. Огромную каменную церковь, в стиле которой смешались барокко и псевдоготика, строили больше полувека. Высота стен храма достигает 50 м, а колокольни — 70 м. Внутри церковь куда скромнее, чем снаружи: в полумраке строгие лица святых на иконах освещают редкие свечи, поскрипывают деревянные полы. Для молитв используется только первый этаж, второй открывают раз в год во время праздника местночтимой святой блаженной Матроны Анемнясевской.
Еще одна роскошная церковь находится в соседнем селе Погост. В состав храмового комплекса входят 2 белокаменных храма и колокольня, украшенная статуями святых. Есть мнение, что к созданию колокольни приложил руку сам архитектор Растрелли, и в это охотно верится: почерк мастера узнается в рисунке колонн и арок.